Архангельск – столица водного транспорта
Автор: Ирина Овчинникова, «Газета Архангельск», № 13, апрель 2018 года
Пожалуй, точнее автора не скажешь: «Архангельск – столица водного транспорта». И так не хочется терять этот статус. Владимир Марков – потомственный речник, всю жизнь посвятивший любимому делу, показывает историю Северного речного пароходства, рассказывая о людях, которые здесь работали.
Владимир Николаевич родился в Котласе. Вся жизнь семьи Марковых связана с рекой, дед и отец, именем которого назван речной буксир, работали в Северном речном пароходстве. Владимир пошел по их стопам.
После окончания Лимендского речного училища и Горьковского института инженеров водного транспорта работал в Северном речном пароходстве, где с 1975 года прошел путь от штурмана до начальника службы грузовой и коммерческой работы пароходства. Кроме того, был членом парткома пароходства, избирался депутатом Архангельского городского собрания. Сейчас Владимир Николаевич занимается юриспруденцией в области водного транспорта, пишет и издает книги.
В 2017 году в литературно-издательском центре «Лоция» вышла в свет первая книга Владимира Николаевича «Город у реки», посвященная 100-летию города Котласа. Почти год спустя здесь же выпусти вторую, в этот раз посвященную столице Поморья.
«Архангельск – столица водного транспорта». По словам автора, с этим утверждением не спорят даже академики.
И эта история началась почти 160 лет назад. 3 октября 1858 года императором Александром II был утвержден устав «Акционерного Северо-Двинского пароходного общества» – этот день принято считать днем основания Северного речного пароходства. Тогда же первый на реке Северная Двина пароход «Юг» совершил рейс с двумя баржами от Архангельска до Котласа.
Учредителями общества стали купец Филипп Булычев, купеческий сын Афанасий Булычев, а также коммерции советник Илья Грибанов. Следуя примеру общества, другие купцы стали приобретать пароходы, используя их на Северной Двине и Вычегде. Появление паровых судов и дальнейшее интенсивное развитие речного транспорта дало мощный толчок развитию экономики и торговли Северного края. В 1915 году в Северодвинском бассейне работали суда 15 компаний…
С развитием судоходства развивалось и судостроение. В 1887 году в Великом Устюге на Михайловских мастерских был построен первый пассажирский пароход «Долинка», затем пароход «Крым» и первый буксирный пароход с металлическим корпусом «Опыт». Речники Севера принимали активное участие в борьбе с интервентами. Северо-Двинская военная речная флотилия под руководством П. Ф. Виноградова остановила продвижение их по Двине на Котлас…
«Золотой век» речного флота, по мнению Владимира Маркова, пришелся на 60-70-е годы ХХ века. И огромная заслуга в этом – первого Министра речного флота СССР Зосимы Шашкова.
Обо всем этом и многом другом – о коллегах по профессии, о сложностях работы на реках Севера, об исторических предпосылках становления города Архангельска столицей водного транспорта рассказывает он в своей новой книге. Но самой значимой для себя Владимир Марков считает главу, посвященную капитанам-наставникам.
- Институт капитанов-наставников на флоте был очень значим, ведь речь идет о передаче знаний от человека к человеку, - говорит Владимир Николаевич. - Робот, компьютер может дать вам знания, но он никогда не сможет вас научить. Сейчас институт наставничества возрождается, и это не может не радовать.
Сегодня Владимир Николаевич и сам охотно встречается с курсантами, делится знаниями и опытом с молодым поколением речников. Ведь именно им предстоит поддерживать статус Архангельска как столицы водного транспорта.
Фото: Ирина Овчинникова.
Напомним, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Российская палата судоходства» и ведущая отраслевая медиа-группа «ПортНьюс» выступили авторами проекта «Флотская династия современной России». Данный проект нацелен на улучшение имиджа флотских профессий, привлечение молодежи для работы в отрасли, сохранение семейных трудовых традиций. С материалами проекта можно познакомиться на портале «Российское судоходство».
Владимир Марков является представителем династии речников Большаковых-Марковых. Его отец Николай Марков — почетный работник речного флота, капитан-наставник, а дед Николай Большаков работал боцманом на пароходах «Зырянин», «Холмогоры», «Ношуль», «Н. В. Гоголь». В годы Великой Отечественной войны Николай Большаков, будучи начальником Котласского диспетчерского участка, был награжден орденом «Знак Почета» за организацию перехода подводных лодок с Волги на Северный флот.
Ссылки по теме:
Участник «Флотской династии современной России» Владимир Марков представил свою книгу «Город у реки» >>>>
Вторая книга участника «Флотской династии» Владимира Маркова из серии «Город у реки» выйдет в конце марта >>>>