Грант платежом красен
Автор: Надежда Малышева
Начала работать одна из долгожданных мер господдержки отечественного судостроения и судоходства – судовой утилизационный грант (СУГ). Первые платежи из госбюджета за утилизированный флот поступили на счета судоходных компаний в конце октября 2017 года.
Государство, принимая решения по поддержке обновлению флота, преследует две взаимосвязанных конечных цели. Во-первых, это максимально возможная замена устаревшего флота новыми судами и во-вторых, загрузка отечественных судостроительных предприятий соответствующими заказами, что обеспечит отличный мультипликативный эффект.
Существующие меры господдержки уже оказали положительное влияние на отрасль и привели к размещению достаточно крупных заказов на строительство новых судов на российских верфях. Успехи здесь связывают с принятым ранее 305-ФЗ, пролонгацией постановления № 383 о возмещениичасти затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежейи свведением судового утилизационного гранта.
Судовой утилизационный грант – это единовременная выплата судоходной компании при утилизации старого флота. Ее объем составляет около 10% стоимости нового судна. Грант можно использовать исключительно для постройки нового судна на российских верфях. Предоставление субсидий - судового утилизационного гранта из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию, производится по постановлению правительства Российской Федерации N 502 от 27.04.2017.
Выплачено более 200 млн рублей
Первым получателем субсидий в рамках судового утилизационного гранта стала судоходная компания «Волготранс», основным фрахтователем которой является «Роснефть».
Как сообщил первый заместитель генерального директора компании «Волготранс» Алексей Пальгов, за утилизацию старых судов компания получила средства из госбюджета в объеме более 140 млн руб. Деньги поступили в оплату лизинговых платежей по двум танкерам, построенным в 2017 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Напомним, в июле 2017 годасудостроительный завод «Красное Сормово» передал компании «Волготранс» два танкера-химовоза проекта RST27Морского Инженерного Бюро. Контракты на строительство двух танкеров-химовозов проекта RST27 были подписаны между ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), ООО «Волготранс» и ЗАО «Гознак-лизинг» в октябре 2015 года со сроком передачи судов заказчику в 2017 году. Со стапелей судостроительного предприятия химовозы сошли в марте и мае этого года.
«СУГ заработал только благодаря огромным усилиям Российской палаты судоходства и поддержке Минпромторга Россиии Минтранса России », - подчеркнул Алексей Пальгов.Компания также подала заявку на получение СУГ в отношении двух танкеров, строящихся на заводе «Лотос».
Еще одним получателем СУГ стала судоходная компания «Петротанкер». Для финансирования постройки головноготанкера проекта RST11 «Святой Князь Владимир» компания привлекла судовой утилизационный грант в объеме более 70 млн рублей. Новое судно строится по лизинговой программе ПАО «ГТЛК». Грант получен за утилизацию старого танкера типа «Волгонефть».
Спуск нефтеналивного судна «Святой Князь Владимир» состоялся 28 июля 2016 года в Самаре на судостроительно-судоремонтном заводе «Нефтефлот».
На сегодня уже поданы заявки на получение судового утилизационного гранта на общую сумму к возмещению около 1 млрд руб. Поэтому Минпромторг рассматривает возможность в 2018 году увеличить объем финансирования судового утилизационного гранта.
На субсидии за утилизированный флот могут претендовать владельцы любых судов – и грузовых, и пассажирских, и технических. Причем, по словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, в рамках судового утилизационного гранта пассажирские суда получают преференцию: вместо 10% компенсации стоимости нового судна они могут предоставить компенсацию в размере 15%. Такое решение принято в связи с меньшей рентабельностью пассажирских перевозок в сравнении с грузовыми.
Не грантом единым….
Идея субсидирования судовладельцев через механизм судового утилизационного гранта возникла три года назад. Сегодня она успешно воплощена в жизнь наряду с другими мерами господдержки отрасли. Но масштабы проблемы стремительно устаревающего флота настолько велики, что требуют усиления принятых мер.
В настоящее время судовладелец должен выбрать только одну из двух мер господдержки, которые подразумевают прямое субсидирование: или возмещение затрат на строительство флота по кредитным и лизинговым договорам (383 постановление правительства), или судовой утилизационный грант. Совместить две субсидии в одном проекте пока нельзя.
Достижение целей, поставленных Стратегией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года по обеспечению обновления грузового и пассажирского флота, повышению безопасности и экологичности перевозок на внутреннем водном транспорте, может быть достигнуто только при комплексном подходе и возможности в сложившейся экономической ситуации использовать все возможные меры господдержки.
Поэтому, особо важной может стать разработка единого проекта постановления Правительства Российской Федерации, котороебудет предусматривать возможность на различных этапах строительства и финансирования судна использовать одновременно нескольких мер господдержки.