Лидер на судне
Автор: Ирина Денисова
В Российском экономическом университете им. Плеханова прошла встреча капитана-наставника знаменитого российского парусника «Крузенштерн» Михаила Новикова со студентами.
Лекция была организована по приглашению Совета выпускников и приурочена к 110-летнему юбилею РЭУ. Передовой экономический вуз и барк «Крузенштерн» связывают особые отношения. В своем выступлении капитан Новиков подчеркнул, что последние два года Плехановский университет стал локомотивом проектов, связанных с дополнительной образовательной деятельностью, ведущейся на «Крузенштерне». По словам капитана, «начало положили сколковцы, но динамику этому развитию придали именно плехановцы, у которых было много идей, и которые дали возможность более 200 студентам пройти практику по проекту «Морская практика» за последние два года».
Михаил Новиков является капитаном барка с 2007 года. Будучи в звании наставника, он имеет право обучать квалификации капитана больших парусных судов, таких как «Крузенштерн» и «Седов».
В беседе со студентами Михаил Новиков поделился своим представлением о бизнесе. «Зачастую обыватель воспринимает это слово в негативном ключе, когда бизнес – это какая-то хитринка, какой-то обман», - сказал он. Между тем, по мнению Новикова, предпринимателя можно сравнить с капитаном. По его словам, «капитан – это первый человек на судне, который задает себе вопросы – что не так? Что я делаю не так, почему не достигается запланированный результат? Что не так, когда цель не достигнута. Капитан – это однозначно лидер на судне. Экипаж уважает его как человека самого мудрого и обладающего опытом. И это самое главное качество, которым он обладает. И это отличие капитана от человека, который занимает какую-то должность и действует по инструкции».
тобы стать капитаном, судоводитель проходит долгий путь. Если на простом судне этот путь может занять 15 лет, то на «Крузенштерне» капитан может созреть только к 40 годам. В конце подготовки, пройдя путь от командования небольшим подразделением до статуса первого помощника капитана, человек становится перед гамлетовским вопросом – быть или не быть капитаном. Михаил Вячеславович считает, что это – самый главный момент. Старший помощник всегда может спрятаться за спину капитана. Но вдруг он становится капитаном и понимает, что больше прятаться некуда.
По мнению Новикова, чтобы успешно руководить судном, как и в бизнесе, капитан должен уметь делегировать свои полномочия, доверять экипажу. Когда каждый работает на своем месте и делает свое дело хорошо, корабль идет своим путем и на судне ничего не происходит. Особым качеством капитана Михаил Новиков считает самоанализ. «Никто не скажет, какой ты на самом деле, что ты делаешь хорошо, а что – плохо. Зачастую говорят, какой ты большой и умелый, Человек должен пропускать все это через себя, фильтруя все лирические настроения», - поделился опытом Новиков. Не обошел вниманием Михаил Вячеславович и такое качество лидера как харизма. В его понимании харизма – это искренность, открытое отношение к людям и ситуации и признание того, что решение сложных задач и проблем происходит его собственным путем.
Свои наставления студентам Новиков иллюстрировал драматичными и красочными рассказами из жизни экипажа «Крузенштерна». Случалось многое. Это и поломка мачты в районе Бермудского треугольника по пути в США на морской праздник. И спасение погибающей девушки во время участия в парусной регате 2000 года, когда лидирующему в гонке «Крузенштерну» пришлось повернуть назад. Самое поразительное в той истории, что после завершения операции спасения, «Крузенштерну» сопутствовал сильный попутный ветер, барк смог нагнать соперников и занять первое место. Также интересно Михаил Вячеславовович рассказывал о буднях экипажа, о воспитании курсантов и учащихся вузов, проходящих практику на борту судна. Наблюдая за жизнью младших членов экипажа, капитан ценит преемственность поколений, поддержание командного духа. Особо отметил, что в условиях моря и команды возникают особые условия, позволяющие рядовым мальчишкам проявлять лидерские качества.
Среди образовательных направлений, реализуемых на барке «Крузенштерн» в настоящее время, Михаил Новиков отметил Клуб Михаила Кожухова, образовательный проект «Морская практика Крузенштерна», а также различные бизнес-тренинги, организуемые Плехановским университетом и Сколково.
Подводя итоги встречи, Михаил Вячеславович поделился личными достижениями: «Результат моей деятельности за эти годы сводился к тому, чтобы подготовить как можно больше лучших специалистов. Те молодые люди, которые показывали лучшие результаты, - английского языка, навигации – я сам помогал им встать на крыло и подняться и делать карьеру на больших, огромных парусных судах. Некоторые из выпускников, отработавшие на «Крузенштерне» в должности старпомов, стали капитанами на иностранном флоте. И основной результат моей работы, по которой я оцениваю свою деятельность – чтобы этих ребят было больше. Потому что это престиж нашей страны, это подтверждение квалификации – что мы можем готовить такие кадры, и это визитная карточка, которая лишний раз подчеркивает, что «Крузенштерн» готовит элиту Российского флота».