Лишь умелым покоряются моря
Автор: Маргарита Бабкова
Российские портовые мощности развиваются. Флот страны пополняется. Безусловно, для дальнейшего движения необходимы квалифицированные современные кадры. При этом значение производственной практики в процессе подготовки специалистов для плавсостава трудно переоценить.
Важнейшим элементом учебного процесса является производственная практика. Закрепление теоретических знаний, полученных в вузе, и приобретение практических навыков на производстве является основой профессиональных умений специалиста. Так, ключевой составляющей процесса подготовки плавсостава является плавательная практика.
Плавательная практика состоит из двух частей: первичной плавательной практики и практики для закрепления навыков специалиста командного состава судна.
При этом первичная плавательная практика проводится для получения квалификационного свидетельства рядового состава. Такую практику сложно организовать на флоте судоходных компаний, поскольку требуются дополнительные практикантские места. Поэтому первичная плавпрактика проводится на учебных судах.
«Ранее учебные суда находились в оперативном управлении вузов. Общий объем недофинансирования учебных судов доходил до 300 млн руб. ежегодно. Как следствие, техническое состояние учебного флота оставляло желать лучшего», - рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай в ходе VIII Международной конференции «Кадровая политика» (19 ноября 2015 года, Санкт-Петербург).
В сложившейся ситуации Росморречфлот принял решение о передаче учебных судов в подведомственное федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», а для организации плавательной практики курсантов были созданы центры организации учебных практик на Северо-Западе (Санкт-Петербург) и Дальнем Востоке (Владивосток).
Первые плавательные практики на учебных судах, когда техническую готовность судов обеспечивал ФГУП «Росморпорт», а организацию плавательных практик, в соответствии с согласованными графиками, осуществляли центры организации плавательных практик, были проведены в 2015 году.
В свою очередь заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» по персоналу и административным вопросам Александр Стрельников пояснил, что учебно-парусное судно (УПС) «Мир», переданное филиалу от Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова в сентябре 2014 года, в период с апреля по сентябрь 2015 года обеспечило практикой 228 курсантов, в том числе и иностранных.
«Учитывая, что это наш первый опыт эксплуатации парусных судов, филиалом была проведена большая работа по сохранению действующего командного состава экипажа судна, подбору рядового состава, учитывая уникальность ряда специальностей (например: боцман - парусный мастер) и дефицита таких специальностей на рынке труда. С учетом смены судовладельца и перерегистрации судна в пассажирское, была проведена огромная работа по оформлению документов, все трудовые договора членов экипажа парусника были приведены в соответствие с Международной Конвенцией о труде в морском судоходстве 2006 года», - рассказал Стрельников.
По его словам, перед выходом в рейс судно было отремонтировано и полностью снабжено всем необходимым для обеспечения плавательной практики курсантов.
Также в 2014 году в штат Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» были переданы УПС «Профессор Хлюстин» и «Надежда». Эти суда предназначены не только для прохождения плавательной практики курсантами под руководством преподавателей, но и для участия в парусных регатах, международных парусных фестивалях, научных экспедициях и т.д.
«Курсанты, прошедшие практику на судах филиалов, получают не только практические знания о техническом устройстве судов, но также получают справки о стаже работы на судне, дающие возможность получить квалификационное свидетельство или диплом по выбранной специальности и в дальнейшем трудоустроиться в филиалы», - пояснил представитель «Росморпорта».
Александр Пошивай оценил этот опыт как успешный и добавил, что он будет продолжен не только в 2016 году, но и далее.
Практике – учебно-производственные суда
Безусловно, использование УПС является важным фактором в решении проблемы обеспечения качественного кадрового потенциала для флота. Однако, по словам ректора ГУМРФ имени адмирала С.О Макарова Сергея Барышникова, даже наличие УПС полностью не решает задачу хорошей практической подготовки плавсостава.
«Очень важно обеспечить производственную практику, особенно на старших курсах, на транспортных судах. Однако без участия бизнеса это сделать невозможно», - отметил Барышников.
Одним из главных пожеланий ректора вуза является возвращение учебно-производственных судов.
«Суда типа «Профессор Щеголев» в течение более 15 лет обеспечивали прекрасное сочетание теоретической и практической подготовки, принимая на борт свыше 140 практикантов и группу педагогов», - напомнил Сергей Барышников.
В свою очередь Александр Пошивай рассказал, что проект нового сухогрузного учебно-производственного судна пассажировместимостью 150 курсантов с возможностью плавания в арктическом регионе готов. В основу нового судна положен проект судна «Профессор Хлюстин».
Новое судно будет иметь дедвейт 7 тыс. тонн, грузоподъемность – 5 тыс. тонн и ледовое усиление. Предполагается, что летом судно будет привлекаться для обеспечения северного завоза, а зимой совершать учебно-производственные рейсы в Балтийском море.
По словам чиновника, в настоящее время решается вопрос со строительством головного судна.
Между тем, в бюджете Росморречфлота средств на строительство данного судна не хватает.
В связи с этим Росморречфлот предложил включить строительство нового учебно-производственного судна в Государственную программу развития судостроения Минпромторга России. В случае если финансирование по линии Минпромторга не будет предоставлено, агентство рассмотрит варианты привлечения финансирования на основе лизинговых схем.