Конкурентоспособный морфлот
Автор: Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями РСПП
Очередное расширенное заседание Комиссии РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) по транспорту и транспортной инфраструктуре состоялось в ОАО «РЖД» под председательством Владимира Якунина 16 июня 2014 года. На заседании был рассмотрен вопрос: «О мерах по повышению конкурентоспособности российского морского флота»
В работе Комиссии РСПП приняли участие члены и эксперты Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, представители Министра транспорта Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства морского и речного, Министерства энергетики Российской Федерации, институтов гражданского общества, научного и экспертного сообщества, представители российских судоходных компаний и компаний грузовладельцев. От РСПП – Исполнительный вице-президент Виктор Черепов.
Основной доклад по теме заседания сделал президент Союза «Национальная палата судоходства», член Правления РСПП Алексей Клявин.
Темами выступления на заседании также были: «Обеспечение доступа к грузовой базе» -генеральный директор ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» Сергей Буянов; «Устранение излишних и дублирующих требований из национального законодательства. Административные барьеры» - управляющий директор ОАО «Северо-Западное пароходство» Альберт Выговский; «О развитии перевозок в Арктике» - первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов; «Обновление флота и внедрение инновационных технологий» - председатель Совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство» Ришат Багаутдинов; «О государственных мерах по повышению конкурентоспособности российского флота» - директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников.
Заслушав и обсудив вынесенные на рассмотрение вопросы, члены Комиссии отметили, что ключевой проблемой остается увеличение зависимости российской экономики от импорта морских транспортных услуг. Несмотря на увеличение объема перевалки грузов в российских портах, доля перевозки грузов флотом под российским флагом продолжает сокращаться – в 2013 году этот показатель составил всего 2,6%.
Неудовлетворительное состояние морского флота России (при сохраняющейся его значимости для развития экономики страны и ее международных экономических связей) требует постоянного внимания со стороны государства к проблемам отрасли, разработки действенных защитных мер и рыночных механизмов повышения привлекательности российского флага.
Долговременный стратегический результат в привлечении судов под российский флаг может обеспечить лишь комплексное, взаимоувязанное решение проблем. Для этого необходимо проведение последовательной налоговой и кредитной политики, устранение вредного регулятивного воздействия и содействие внедрению новых технологий. Т.е. выработка и введение эффективных и понятных правил в рамках которых судоходные компании смогут работать, развиваться и успешно конкурировать, прежде всего, на внешних рынках, эксплуатируя суда под российским флагом.
Комиссия отметила важность принятия проекта Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение конкурентоспособности российского морского флота» и необходимость ее реализации в ближайшее время.
По итогам состоявшегося обсуждения Комиссия РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре одобрила разработанный комплекс мер и приняла решение обратиться к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также к Союзу транспортников России с предложением поддержать разработанный комплекс мер по повышению конкурентоспособности морского флота и оказать содействие в его реализации.
Комиссия РСПП по транспорту и инфраструктуре также приняла решение обратиться к федеральным органам исполнительной власти с предложением разработать и принять нормативные акты, а также реализовать практические меры, направленные на развитие морского транспорта.