Реке нужен стаж
Необходимо введение специализации «Судовождение на внутренних водных путях» в программах среднего и высшего профессионального образования (СПО, ВПО), как это было до утверждения новых образовательных стандартов. Такое мнение в ходе Всероссийской научно-практической конференции «10 лет поступательного движения», организованной Росморречфлотом, в Москве высказала Директор по судоходству на внутренних водных путях Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) Анна Исаева.
Она пояснила, что в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности Судовождение отсутствует градация по специализациям. «Данным стандартом определяются требования лишь к двум квалификациям: техник – судоводитель и старший техник – судоводитель», - отметила она. Между тем, в примерной основной образовательной программе ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) по специальности Судовождение, в список специализаций входит «Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании».
«Теоретически, учащийся по специальности Судовождение, может работать как на внутреннем водном, так и на морском транспорте. Однако образовательные стандарты и учебные программы построены таким образом, что практика позволяет набрать только морской стаж плавания», - отметила Исаева. Следовательно, выпускники, закончившие ВПО по специальности Судовождение (также как и выпускники СПО по этой специальности), не имеют стажа плавания на внутренних водных путях и не могут получить соответствующий рабочий диплом или квалификационное свидетельство, подчеркнула она.
По словам Исаевой, в сложившейся ситуации возвращению выпускников на флот после службы в армии значительно способствовала бы следующая схема: увеличение периода обучения по специальности Судовождение как минимум на полгода с организацией практики, достаточной для приобретения необходимого стажа плавания на внутренних водных путях. При этом необходима выдача объединенной комиссией (Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) учебного заведения и квалификационной комиссией Администрации речного бассейна (АРБ)) соответственно дипломов или квалификационных свидетельств одновременно с дипломом об окончании ВПО/СПО.
Был также отмечен еще целый ряд проблем отраслевого образования, в том числе и такая, как необходимость расширения перечня профильных направлений подготовки: отраслевых экономистов, специалистов по перевозкам и логистике.
Отметив, что в судоходных компаниях начали осуществляться судостроительные программы, по мере реализации которых проблема кадрового «голода» в отрасли будет проявляться все острее, Исаева предложилавключить в выводы отраслевой тематической сессии «Образование» Всероссийской научно-практической конференции «10 лет поступательного движения» предложение о разработке комплекса мер по совершенствованию подготовки и дипломирования кадров плавсостава внутреннего водного транспорта.
Союз «Национальная палата судоходства» активно участвует в подготовке профессиональных стандартов. «В ближайшее время на расширенном заседании Комитета по судоходству на внутренних водных путях будут рассмотрены меры по улучшению ситуации с подготовкой и дипломированием кадров плавсостава судов внутреннего плавания», - подытожила представитель СНПС.