Повышенное внимание — вопросам безопасности
Автор: Елена Ткачева
Одна из крупнейших судоходных компаний на Юге России — ОАО «Донречфлот» — завершает зимний судоремонт речного флота и планирует уже в третьей декаде марта отправить речные суда в первые рейсы. О подготовке к речной навигации, перспективах и сложностях текущей работы корреспонденту «Российского судоходства» рассказал генеральный директор ДРФ Василий Филиппович.
— Василий Геннадиевич, в настоящее время завершается межнавигационный период для речного флота. Как он проходил в этом году? Насколько флот готов к предстоящей навигации?
—В первую очередь хочу отметить, что мы стали повышенное внимание уделять вопросам безопасности и больший объем средств направлять на ремонт флота. Этой зимой «Донречфлот» запустил программу расширенных ремонтов, осуществляется пристальный контроль качества запчастей, что позволяет надеяться на длительную безотказную работу основных механизмов и машин. Флот компании на 99% готов к будущей навигации. Мы нацелены на то, что в течение навигации никаких эксцессов, связанных с техническим состоянием судов, быть не должно.
Об общем объеме финансовых затрат пока рано говорить, но я думаю, что сумма, потраченная на ремонт одного судна, будет максимальной в ретроспективе за последние пять лет.
— Известно, что «Донречфлот» провел модернизацию судна «Волго-Дон 238». В связи с чем возникла необходимость модернизации? Какие преимущества дает обновленный теплоход?
— Все очень просто. «Донречфлот» купил судно в 2013 году. В 90-х годах оно было укорочено другим судовладельцем, соответственно имело небольшую грузоподъемность. За счет восстановления проектных размерений судна его грузоподъемность увеличена на 2 тыс. тонн, восстановлен прежний речной класс судна. И теперь «Волго-Дон 238» войдет в обойму самых высокоэффективных судов компании на реке.
— Планируются ли другие проекты модернизации судов? Рассматриваете ли вы строительство нового флота?
— Основная программа модернизации судов уже завершена. Если говорить о строительстве нового флота, сейчас на финальной стадии находится разработка стратегии развития компании на десятилетний период. Я надеюсь, что она будет рассмотрена в конце апреля – начале мая 2014 года. По результатам презентации этой стратегии акционерам можно будет говорить о том, что мы планируем в ближайшее время.
— Новшеством этого года стала обновление радионавигационных систем на судах? Сколько средств было направлено на эти цели?
— Да, это комплексная программа с бюджетом 5,4 млн рублей. Во многом замена радионавигационного оборудования — это требование времени, были введены дополнительные требования контролирующих органов. Кроме того, часть оборудования морально устарело, что-то стало неремонтопригодным, а ремонт некоторых радионавигационных систем сегодня является неэффективным.
— Одновременно ДРФ занимается и заменой энергетических установок?
— Да, и в первую очередь при замене дизель-генераторных установок учитывается экономический эффект. На замену дизель-генераторам, разработанным в 1960-х годах, приходят современные дизель-генераторы, которые разрабатывались в 1990-2000-х годах. Во-первых, мы получаем экономический эффект за счет снижения расхода топлива. Во-вторых, мы экономим на ремонтах: на новые установки значительно проще найти запчасти, поскольку некоторые заводы, которые выпускали запчасти на советские дизель-генераторы, давно закрыты. При этом обязательно учитывается и экологическая эффективность новых дизель-генераторных установок, за счет меньших выбросов мы снижаем воздействие на окружающую среду.
— На каких направлениях работал загранфлот компании в зимний период?
— Одно судно работало в Каспийском море, все остальные теплоходы работали в традиционных регионах – Азовском, Черном и Средиземном море.
— Насколько сложной была ледовая навигация в этом году? Повлияла ли временная приостановка ледокольных проводок на объемы перевозок?
— Это уже четвертая зима, когда у нас в течение длительного времени дуют сгонные северо-восточные ветра. Безусловно, это затрудняет работу флота: простои в ожидании ледокольных проводок составляют до 10-12 дней. Оценить финансовые потери сложно. Мы прогнозируем разницу в выручке между февралем и мартом на уровне 25-30 млн рублей, то есть, можно сказать, эти простои и дают такой отрицательный эффект.
— «Донречфлот» уделяет внимание безопасности судовождения?
— Работу, связанную с повышением безопасности судоходства, я бы разделил на две части. Первый блок — это работа на берегу: на суда, заходящие в Ростов, приезжают комиссии, состоящие из сотрудников службы безопасности судовождения, кадровой, технической и коммерческой служб. Комиссия проверяет техническое состояние судов, готовность экипажей к действиям в сложных ситуациях, к прохождению портового контроля и т.д. Эта работа показала свою эффективность. Плавсостав может задать вопросы береговым менеджерам непосредственно на производстве, что позитивно сказывается на общем настрое в коллективе. А береговым сотрудникам такое тесное общение дает понимание насущных проблем экипажей.
Вторая часть работы связана с постоянным выходом капитанов-наставников в рейсы. Это программа носит обязательный характер при приеме на работу новых капитанов. Программа стажировки обязательна: с вновь направленным капитаном как минимум на один рейс идет опытный капитан. Эту работу мы доверяем либо аттестующим капитанам, либо капитанам-наставникам из службы безопасности судовождения. Такая практика позволяет протестировать нового капитана на действия в сложных, иногда нестандартных ситуациях и снизить возможные риски.
— Прошлый год омрачился трагедией на судне «Данади-1». Проведено ли расследование причин произошедшего пожара?
— Безусловно, это большое горе и мы в очередной раз приносим свои соболезнования семье погибшего сотрудника. Судоходная компания провела собственное расследование одновременно с расследованием Ространснадзора. Причиной трагедии стали как неквалифицированные действия капитана, так и всего экипажа в целом. Беда произошла на вахте старшего помощника, он должен был руководить спасательной операцией. Я не хотел бы давать какую-то предметную оценку действиям экипажа, но наверно, если бы на судне не употреблялись алкогольные напитки, что показала экспертиза у четверых членов экипажа, этой трагедии можно было избежать.
На судне было проведено две экспертизы. Первое заключение эксперта мы оспорили, предоставили дополнительные материалы, и по нашему требованию была проведена повторная экспертиза. По результатам расследования Ространснадзора капитан лишен диплома на два года, весь комсостав был направлен на переаттестацию.
— Насколько сильно сегодня ощущается дефицит квалифицированных кадров? Как компания осуществляет привлечение специалистов?
— Есть известная поговорка: кадры решают все или ничего. Квалифицированный экипаж, квалифицированные береговые сотрудники – это основа работы каждой судоходной компании. В последнее время мы отмечаем снижение престижа флотских профессий и активную миграцию российских кадров в западные компании. Конечно, в краткосрочной перспективе моряки, уходящие на заработки в иностранные компании, выигрывают. Но они должны понимать, что в иностранных компаниях у них нет соцпакета, пенсионных отчислений и социального страхования. Да, сейчас они заработают на 500 долларов больше, но что они получат в старости?
«Донречфлот» старается поддерживать свои постоянные экипажи. Уже четвертый год работает программа по закреплению на судах штатных членов экипажа. С гордостью можем отметить, что у нас есть сформированный костяк штатных членов экипажа. И я надеюсь, что эти люди относятся к теплоходу, как к своему дому, как в рейсах, так и на ремонтах.
Мы стараемся каждый год привлекать и выпускников, и учащихся флотских учебных заведений. Ежегодно более 50 человек проходят плавательскую практику в компании. На работу в компанию ежегодно приходят 10-12 выпускников высших учебных заведений как судомеханических, так и штурманских специальностей. Если хотя бы треть из них дойдет до капитанского мостика, это будет наше большое достижение.
— Когда ДРФ планирует открыть речную навигацию? Сколько единиц флота выйдут в рейсы?
— Мы запускаем часть флота 14-15 марта. Надеемся, что первые погрузки этих судов начнутся в третьей декаде марта.
— Какие маршруты перевозок будет осуществлять Донречфлот в текущем году? Есть ли новые направления? С какой номенклатурой грузов вы будете работать?
— Останутся традиционные грузопотоки — перевозки серы из порта Бузан и хлористого калия из Соликамска. На сегодняшний день уже подписан контракт на перевозку 100 тыс. тонн хлористого калия из Соликамска. Мы ожидаем подписание контракта примерно на 300-400 тыс. тонн серы из порта Бузан. Кроме того, базовыми для нас были и остаются уголь и зерно.
Если говорить о новых направлениях, то сейчас мы участвуем в тендере на перевозки труб большого диаметра для строительства Южного потока – газопровода, который пойдет по дну Черного моря. В принципе шансы у нас довольно высокие, но мы не стремимся взять этот контракт любой ценой, перевозка должна быть экономически оправдана.
— Василий Геннадиевич, какой объем перевозок запланирован на 2014 год? Стоит ли ожидать роста грузооборота?
— Я думаю, что произойдет небольшое снижение грузооборота за счет того, что мы производим возврат из аренды камских барж проекта Р-79. Объем перевозок составит 2,5-3 млн тонн грузов.
— Какие проблемы сегодня стоят перед судоходными компаниями России?
— Основная проблема — это обновление флота. К сожалению, текущая стоимость строительства судов на отечественных верфях очень высока: экономические расчеты показывают, что строительство флота в таких условиях является экономически нецелесообразным, потому что окупаемость этих проектов превышает 20 лет. У этой сложной проблемы есть определенные варианты решения. Продление действия постановления Правительства РФ № 383 о поддержке судостроения в части компенсации процентных ставок по кредитам, взятым на строительство судов отечественными судоходными компаниями на отечественных верфях, на 2013-2014 гг. даст определенный толчок к строительству. Кроме того, в правительстве сейчас активно обсуждается утилизационный грант как бонус за утилизацию старого флота, который может быть использован только на строительство нового судна. Работает и 305-й федеральный закон, который позволяет регистрировать во втором реестре суда как смешанного «река-море», так и внутреннего плавания, построенные на российских верфях после 2010 года. Вкупе эти три меры могут существенно облегчить жизнь судоходным компаниям и позволить начать обновление флота подавляющему большинству судоходных компаний в России.
— Насколько сильно ощущается общемировой кризис?
Я бы сказал, что нижняя точка общемирового кризиса уже прошла. Вопрос в том, в какой стадии сейчас находится Россия. Мы надеемся, что наше сельское хозяйство, угледобывающая и химическая промышленность будут работать, что позволит транспортным компаниям благополучно пережить эти тяжелые времена и успешно приступить к строительству нового флота.