Моделировать ледовые ситуации, оценивать риски
Автор: Маргарита Малышева
Уникальный Арктический научно-исследовательский тренажерный комплекс открылся в Крыловском государственном научном центре. Комплекс, создание которого велось в течение трех лет, является результатом совместной работы специалистов КГНЦ, ГК «Транзас» и ЗАО «Морские системы».
Комплекс ориентирован на отработку судоводительских операций в различных условиях, прежде всего ледовых. Именно на уникальные особенности комплекса, позволяющие моделировать различные ситуации при проведении морских и оффшорных операций в Арктике, обратили внимание все выступающие на торжественной церемонии открытия. Так, перерезая красную ленточку, заместитель министра транспорта Виктор Олерский отметил:
«Арктическая тема находится в активной повестке дня, и не только в Российской Федерации. Многие говорят, что мы не можем обеспечить экологическую безопасность, что у нас нет достаточных технических возможностей для добычи полезных ископаемых в Арктических регионах. Доказывать обратное можно только делами. Сегодняшнее событие – открытие Арктического тренажерного центра – именно из этой серии доказательств».
Главный конструктор арктических технологий КГНЦ Валерий Беляшов, знакомя журналистов с комплексом, пояснил, что он позволяет решать две важнейшие задачи. Первая заключается в обучении персонала судов, занятых в операциях буксировки платформ и других оффшорных сооружений, постановки платформ в море, монтажу элементов верхних строений и т.д. Вторая задача – обучить персонал танкеров и платформ операциям в условиях замерзающих морей арктического шельфа России, причем научить работать их во взаимодействии. По словам В. Беляшова, уникальность тренажеров обусловлена именно возможностью моделировать ситуации, в которых оказываются задействованы танкеры, ледоколы, буксиры, то есть несколько объектов сразу:
«Мы можем отрабатывать совместные действия нескольких капитанов сразу, а не по отдельным судам», - подчеркнул Беляшов.
Для проведения программ обучения комплексу предстоит пройти процедуру сертифицирования, поэтому пока твердого учебного расписания или графика учебных занятий в центре нет. Тем не менее первая группа капитанов из Северо-Западного филиала ФГУП «Росморпорт» уже опробует приборы и аппаратуру. В Крыловском центре уверены, что комплекс окажет большую помощь судоводителям таких компаний, как «Росатомфлот» или «Совкомфлот», «Лукойл». По предварительным данным, курс обучения может длиться до трех месяцев.
Однако, как постоянно подчеркивали специалисты КГНЦ, возможности комплекса намного шире, чем просто проведение тренингов для капитанов судов в условиях, приближенных к реальным. Программное обеспечение тренажеров позволяет задавать различные параметры, предсказывая и показывая, как будут вести себя суда в тех или иных ситуациях, причем даже тех, которых еще не было, но теоретически возможных.
«Мы сможем прогнозировать аварийные ситуации, моделировать, как они будут влиять на всех участников операции, оценивать риски и ущербы. Мы можем просчитать, какие именно суда и в каком количестве, на каких месторождениях будут работать лучше или хуже, выдать грамотные рекомендации, математически точно обоснованные. И в этом ценность данного центра. У него большее будущее», - подчеркнул В.Беляшов.
Генеральный директор ФГУП КГНЦ Андрей Дутов сообщил, что стоимость центра со всем программным обеспечением составляет примерно 200 млн руб., работы по созданию объекта велись в рамках федеральной целевой программы «развитие гражданской морской техники Министерства промышленности и торговли РФ в период 2009-2012. Все оборудование – реально работающее на судах, часть аппаратуры специально закупалась за границей.
«Думаю, что мы сможем предложить услуги этого уникального комплекса и на международный рынок в качестве обучающего центра для капитанов по отработке управления судами в ледовой обстановке», - заверил Дутов. – Это востребованный продукт».
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ранее ФГУП «Цнии им.академика А.Н.Крылова») – это крупный центр исследований и разработок, основанный в 1894 году с создания первого в России опытового бассейна для отработки формы корпуса, движителей, исследований судостроительных материалов, механизмов и др. Крыловский центр отличается высоким научным кадровым потенциалом, около 250 специалистов предприятия имеют ученую степень кандидата и 60 – доктора технических и физико-математических наук, свыше 30 избраны в отраслевые академии.
Центр располагает богатой экспериментальной базой, включающей несколько специализированных бассейнов, например, глубоководный опытовый бассейн.
В ноябре 2012 года в КГНЦ построена первая очередь уникального ледового бассейна, предназначенного для моделирования плавания судов в различных районах ледовых акваторий. В 2013 году в новом бассейне начнутся эксперименты и опыты при создании новых судов, различных видов глубоководной техники, установок для разведки и добычи нефти и газа на морском шельфе.