logo
Главная Актуально «Кластерный подход к системе подготовки кадров для судостроительной отрасли»

«Кластерный подход к системе подготовки кадров для судостроительной отрасли»

Автор: Сергей Ивашкин, первый заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края

В рамках V Международной конференции «Кадровая политика», состоявшейся в   Санкт-Петербурге,  правительство Хабаровского края представила программу поддержки  системы образования  в регионе   


- Концепция инновационного кластера авиа - и судостроения Хабаровского края получила одобрение на федеральном уровне в числе других 25 российских пилотных проектов. В состав кластера вошли 95 организаций, в том числе в качестве региональных участников - 69 организаций Хабаровского края, в качестве внерегиональных партнеров 26 организаций Приморского края, Москвы, Башкортостана, Белоруссии, а также ведущие ВУЗы, научные организации и конструкторские бюро страны.


Судостроение в кластере представляют в основном Амурский и Хабаровский судостроительный заводы, деятельность которых осуществляется в соответствии с «Концепцией развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

В настоящее время Амурский судостроительный завод в интересах Министерства обороны ведет строительство многоцелевых сторожевых кораблей проекта 20380 «Корвет» и ремонт подводных лодок. Кроме того, за последние два года завод получил большую загрузку по гражданскому судостроению: в работе находятся два судна снабжения для компании «Газфлот» и одно многофункциональное аварийно-спасательное судно для Минтранса России.


Хабаровский судостроительный завод для Министерства обороны завершает строительство буксирного судна проекта 22030, по гражданским заказам ведет строительство двух азимутальных буксиров мощностью 3500 л.с. для компании «Роснефтефлот». В октябре 2012 года первое буксирное судно спущено на воду, ведется его достройка на сдаточной базе.
По инициативе Правительства края на Хабаровском судостроительном заводе в 2011 году начато строительство скоростного пассажирского судна проекта А45-2 на 100 мест и судов на воздушной подушке вместимостью 50 и 30 человек для замены морально и физически устаревших судов на подводных крыльях типа «Метеор» и «Заря». С 2013 года планируется строительство серии из 7-ми судов.


Инновационный кластер представляет собой систему тесных взаимосвязей не только между предприятиями, их поставщиками и клиентами, но и учреждениями образования, являющимися генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивающих высокий образовательный уровень региона.

С целью формирования сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования, для реализации кластерного подхода, постановлением Правительства Хабаровского края от 12 июля 2011 года № 216-пр утверждена Краевая комплексная целевая программа «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 – 2013 годы».

Основные мероприятия Программы направлены на  модернизацию профессиональных образовательных  программ в соответствии с требованиями регионального рынка труда и совершенствование системы формирования государственного заказа на подготовку кадров.

В качестве опорных учреждений профессионального образования края, подготовку кадров для судостроительной отрасли края осуществляют:
  два учреждения высшего профессионального образования – Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет и Тихоокеанский государственный университет;
- четыре учреждения среднего профессионального образования: Хабаровский судостроительный колледж, Комсомольский политехнический техникум, Николаевский-на-Амуре судостроительный техникум, Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум;
- два учреждения начального профессионального образования – профессиональное училище № 3 в г. Хабаровске  и профессиональный лицей № 8 в г. Комсомольске-на-Амуре.

Формирование долгосрочного прогноза потребности в кадрах является основной проблемой развития отрасли судостроения.

Фактический прием на первый курс по специальностям судостроительного профиля в 2012 году составил 192 человека на все уровни образования.

Всего же в текущем учебном году обучается 677 человек, к примеру, в 2011 году проходили обучение 744 человека.

Количество выпускников по судостроительным специальностям в течение 2-х последних лет остается на уровне 150 человек, из которых направление на трудоустройство получают 66 процентов.

Кроме того, учреждениями профессионального образования осуществляется подготовка более 2,5 тысяч специалистов для смежных направлений деятельности, востребованных судостроительными предприятиями. Из них по программам высшего образования - 299 человек, по программам среднего – 1208, а по программам начального образования – 1054 человек.

Для решения задачи мониторинга перспективной кадровой потребности правительством края проводится апробация созданной Автоматизированной системы прогнозирования кадровых потребностей Хабаровского края.
С 1 сентября 2011 года все учебные заведения перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на модульно-компетентностном принципе построения.
Основные принципы кластерного подхода к развитию системы подготовки кадров Хабаровского края заключаются в:
- формировании заказов на подготовку кадров,  согласовании номенклатуры специальностей и направлений подготовки со стороны предприятий;
- формировании кадровыми службами предприятий  требований к выпускникам и обеспечение этих требований в рамках целевой контрактной подготовки специалистов;
- организации учебными заведениями совместно с предприятиями кластера системы практик учащихся на предприятиях, трудоустройства специалистов и квалифицированных кадров, обеспечивающей закрепление их на предприятиях;
- формировании предприятиями целевых заказов для вузов  на решение производственных проблем,  научно-исследовательских работ;
- создании сетевого университета, ресурсного центра, совместно с ведущими вузами страны для подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей производства.

Тихоокеанский государственный университет и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет в 2012 году стали победителями в конкурсе поддержки программ стратегического развития вузов и получат на свое развитие из федерального бюджета в период с 2012 по 2015 годы по 300 миллионов рублей.

Финансирование предусматривает реализацию мероприятий, направленных на разработку и внедрение моделей интеграции образовательного процесса, науки и производства.

На базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета реализуются учебные программы для дистанционного и ускоренного обучения работников, имеющих  средне-специальное образование, организована базовая кафедра совместно с Амурским судостроительным заводом, сформирован научно-образовательный центр интеграции образования, науки и производства «Кораблестроение и морские технологии», имеющий один из самых крупных опытовых бассейнов в России, в оснащение которого в последние два года вложено более 25 млн. рублей.

С 2013 года планируется открытие межотраслевого регионального ресурсного центра, осуществляющего комплексное кадровое обеспечение предприятий региона специалистами необходимых уровней профессионального образования и квалификаций.

Для решения обозначенных задач Тихоокеанским государственным университетом разработан стратегический план развития до 2016 года, создана система контроля за качеством образования, проведена работа по переходу на образовательные стандарты третьего поколения.

В 2012 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы» по результатам конкурсного отбора Тихоокеанский государственный университет получил грант в размере 14 млн. рублей для финансирования дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации с последующим прохождением стажировок в России и за рубежом.


Правительством Хабаровского края накоплен положительный опыт сотрудничества с работодателями в решении вопросов подготовки, трудоустройства и закрепления молодых специалистов в отрасли судостроения. Соглашениями между учреждениями образования и предприятиями края утверждены меры поддержки учащихся и студентов (выплаты дополнительных заводских стипендий, оплата производственной практики, доплаты выпускникам в течение одного года работы к тарифной ставке и прочие).

Совместным соглашением с судостроительными предприятиями на базе Профессионального лицея № 8 в г. Комсомольск-на-Амуре создан специализированный ресурсный центр с углубленным курсом обучения по разделам: сварка, газорезка, сборка – достройка и работа на пресс-ножницах. Размещен заказ на профессиональную подготовку и переподготовку рабочих дополнительно по 24 профессиям.

В связи с отсутствием стабильной загрузки судостроительных предприятий края в прежние годы  учебные заведения, ведущие подготовку специалистов для судостроительной отрасли, имеют проблемы по привлечению выпускников школ по обучению  данному профилю.

С целью повышения престижа инженерных и технических специальностей совместно с отделами образования городов Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска, Союзом машиностроителей России на базе общеобразовательных школ созданы специализированные  классы с углубленным изучением дисциплин необходимых для дальнейшего обучения техническим специальностям.

Хочу отметить, что создание инновационной экономики невозможно без развития базовых отраслей промышленности. Сохранение и укрепление потенциала промышленных производств, проведение модернизации и технического перевооружения предприятий должно стать основой для развития кластерного подхода к системе профессионального образования, повышения престижа инженерных и рабочих специальностей, комплексного взаимодействия науки и промышленности.