Реформа в действии
Автор: Надежда Малышева
Реформа управления внутренним водным транспортом (ВВТ) уже за первый месяц с начала реализации показала свою эффективность. На всех бассейнах внутренних водных путей (ВВП) Российской Федерации создана общая система обеспечения безопасности.
28 июля 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан и 30 августа 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положивший начало реформе управлениия ВВТ. Новым законом Администрации бассейнов внутренних водных путей наделены функцией обеспечения безопасности судоходства в своем бассейне и осуществления государственного портового контроля на ВВП России.
В настоящее время все реестры судов переданы от органов Ространснадзора в отделы регистрации судов государственных бассейновых управлений. ФГУП «Морсвязьспутник» создана единая электронная база зарегистрированных судов, во всех государственных бассейновых управлениях проведена сверка данных по зарегистрированным судам, указанным в реестрах с электронной базой.
Как сообщил, выступая 4 октября 2012 года на заседании Совета Ассоциации судоходных компаний (АСК) заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Юрий Костин, согласно штатному расписанию, во всех бассейнах ВВП планируется принять на работу 334 инспектора государственного портового контроля. По состоянию на октябрь 2012 года, штат инспекторов укомплектован примерно на половину. Все они прошли обучение на специализированных курсах в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций и Новосибирской государственной академии водного транспорта.
Как пояснил Юрий Костин, места расположения инспекций в бассейнах выбраны с учетом возможности осмотра наибольшего количества судов в бассейне, также применяются выездные проверки отдаленных районов с использованием катеров и автотранспорта. Например, в Волжском бассейне инспекции располагаются в Нижнем Новгороде (11 инспекторов), Астрахани (6 инспекторов), Волгограде (6 инспекторов), Саратове (4 инспектора), Самаре (4 инспектора), Казани (10 инспекторов). В Волго-Балтийском бассейне инспекции располагаются в Санкт-Петербурге (5 инспекторов), Шлиссельбурге (1 инспектор), Череповце (1 инспектор), Гвардейске (1 инспектор).
С 30.08.2012 во всех бассейнах ВВП начались проверки судов инспекторами государственного портового контроля, только за первый день проверок инспекторами портового контроля проверено 29 судов, выявлено 78 нарушений обязательных требований, 1 судно задержано. На 01.10.2012 всего было проверено 1340 судов, выявлено 2270 нарушений обязательных требований, 68 судов были временно задержаны до устранения выявленных нарушений.
«Анализ первых результатов проверок судов позволяет говорить о том, что в 65% случаев, причиной задержания судов, к сожалению, является отсутствие судовых документов или документов, выдаваемых органом классификации и освидетельствования судов, а также не предъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию», - прокомментировал первые результаты проверок докладчик. Это, по его мнению, говорит о недостаточном контроле со стороны судовладельцев за сроками действия судовых документов.
В 5% случаев отмечены несоответствия количества спасательных средств, фактическому наличию людей на борту судна, а также в примерно 10% случаев обнаружены неисправности противопожарного оборудования.
«Данные факты наиболее ярко демонстрирует назревшую необходимость внедрения во внутреннем судоходстве Системы управления безопасностью (СУБ), - продолжил заместитель руководителя Росморречфлота. - В соответствии, с которой судовладельцы будут обязаны разработать и поддерживать систему управления безопасности компании и систему управления обеспечения безопасности судов, одобренную органом по классификации и освидетельствованию судов. В этом случае упущенная дата освидетельствования судна будет рассматриваться как несоответствие СУБ, а неисправное противопожарное оборудование и не доукомплектование судна спасательными средствами нарушение эксплуатационных процедур и повлечет необходимость внеочередного освидетельствования компании, а соответственно дополнительные расходы, что заставит судовладельцев более внимательно относиться к эксплуатируемым судам. Проект приказа Минтранса России по внедрению СУБ уже подготовлен».