logo
Главная Актуально Владимир Костин: «Мы готовим профессионалов, патриотов флота и своей страны»

Владимир Костин: «Мы готовим профессионалов, патриотов флота и своей страны»

Автор: Светлана Павлянчина

 

Об особенностях приема в отраслевые вузы, престиже  профессии и востребованности специалистов рассказывает  ректор Московской государственной академии водного транспорта  (МГАВТ) Владимир Костин, с которым  корреспондент портала «Российское судоходство» встретился в  начале  нового учебного сезона 2012-2013 г.


- Владимир Иванович, поздравляем  вас  и коллектив академии с началом учебного года и начнем, пожалуй, с  главного. Итог приема  2012 года, его особенности. Результат  прогнозируем или были  неожиданные моменты?

- Учебный год начался.  Прием на очное отделение в Академию  состоялся.  Он полностью оправдал наши планы и ожидания. Так, по программам высшего профессионального образования приняты 285 человек, среднего профессионального образования – 840 человек. Прием на заочную форму предстоит осенью. Из особенностей  этого года могу  отметить наметившийся рост интереса абитуриентов к техническим специальностям, с одновременным оттоком с гуманитарных направлений. Наиболее востребованной специальностью из числа технических традиционно является «судовождение». В основном ее выбирают  ребята из регионов богатых реками и озерами   Такой выбор мы еще объясняем и тем, что академия обеспечивает  всех желающих общежитием.

- Владимир Иванович, какого мнения вы придерживаетесь относительно  единого государственного  экзамена?   ЕГЭ – это совершенно  новая система оценки знаний. Вы поддерживаете эту идею или  считаете, что   это  не единственно возможный способ отбора  для поступления?

- Несмотря на ряд подводных камней, ЕГЭ на сегодня является критерием обобщенной оценки знаний, некой единой «общей шкалой» для всех регионов страны. Конечно, не все вопросы до конца решены, есть проблема заметной неравномерности   результатов в некоторых регионах. Но в целом оценка ЕГЭ видится скорее положительной. Рассматривая уровень подготовки абитуриентов, можно отметить общее снижение качества   знаний,  с которыми к нам приходят.   Это вызывает необходимость организации дополнительных  курсов для студентов-первокурсников  по точных наукам: математике, физике, химии. Сам по себе итоговый контроль, будь то ЕГЭ или традиционный экзамен, общий уровень, увы, не поднимет.

- Один из главных критериев оценки высшего учебного заведения это   востребованность выпускников. Вы отслеживаете, куда именно идут работать ваши выпускники, есть ли проблемы с  их трудоустройством?

- Безусловно,  следим за тем,   как складывается дальнейшая судьба  выпускников. Могу с гордостью сказать, что ни один выпускник нашего вуза не встал на учет на бирже труда. Свыше 55% трудоустроились в первые два месяца после выпуска по полученной специальности. Наши выпускники работают в Московском регионе, Волго-Камском, Северо-Западном, Западно-Сибирском бассейнах, в портах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского федеральных округов.  Особо хотелось бы отметить, что наши  выпускники  приходят на пассажирские и круизные суда.  Компании-судовладельцы с большой  требовательностью относятся к подбору такого  персонала. Пассажирский флот требует  большой ответственности.  Во многом безопасность, комфорт пассажиров зависят от тех, кто приходит работать. В последние годы наметилась тенденция модернизации пассажирского флота, компании  переоборудуют   суда. И конечно, работодатели вправе выбирать самых лучших наших выпускников для работы на  своих судах. Сегодня отдел трудоустройства академии имеет целый портфель заказов на наших выпускников – договоры о сотрудничестве на 5 лет, в том числе,  по форме трехстороннего договора  «Студент – Академия - Работодатель».

- Современное образование не может быть эффективным, если оно не ориентировано на практическое применение.  Вы поддерживаете связь с работодателями, всегда  ориентируетесь, какие специалисты нужны на рынке труда сегодня?

- Для усиления обратной связи с работодателями, выпускающими кафедрами академии ведется работа, направленная на привлечение специалистов из организаций – работодателей к преподаванию профилирующих дисциплин. Кроме того, некоторые выпускающие кафедры имеют свои филиалы на базе предприятий и организаций отрасли. Так, например, кафедра судостроения и судоремонта открыла свой филиал на базе центральной инспекции Российского речного регистра, кафедра водных путей и портов имеет свой филиал в «Гипроречтрансе» – ведущей проектной организации по проектированию, экспертизе и контролю состояния гидротехнических сооружений России. Кафедра портовых подъемно-транспортных машин и робототехники имеет филиал в московском Северном порту.

- Владимир Иванович, как вы считаете, что  отличает  МГАВТ от других  транспортных вузов страны?   И что, на ваш взгляд, является показателем  качества вуза?

- Главное конкурентное преимущество академии – это территориальное расположение. Москва  это центр огромного региона, в котором потребность в специалистах  по направлениям подготовки нашей академии есть всегда. Есть потребность в переподготовке кадров отрасли, втором высшем образовании и т.д.  А главным показателем качества  я считаю  востребованность наших выпускников на современном рынке труда, их успешность во «взрослой» жизни. Не секрет, что практически во всех организациях и предприятиях отрасли в Москве руководителями или членами высшего руководства являются наши выпускники.

- На правительственном уровне было принято решение о сокращении количества высших учебных заведений. За последние 2 года  были объединены десятки вузов. Как вы считаете, у вас  есть все необходимые условия и возможности для сохранения позиций?

- Реструктуризация  нужна.  За 20 последних лет количество вузов и филиалов в стране увеличилось почти в 5 раз (до 3000 тысяч). Это  при том же уровне численности студентов! На  сегодняшний день это  привело к   девальвации понятия высшего образования  в целом. Считаю, что  во многом благодаря резко выросшему числу  гуманитарных вузов.  Необходимо вернуть образованию былой престиж  и существенно повысить конкурентоспособность выпускника. А сделать это можно, в том числе, предлагая качественное  техническое образование.  Что же касается нашей академии, то так уж случилось, что на весь  центральный регион – Москву и Московскую область, Оку и верхнюю Волгу – мы единственный воднотранспортный вуз. Это как преимущество, так и  ответственность.  МГАВТ с оптимизмом смотрит в будущее, опираясь на качественную подготовку, сплав  опыта и молодости своих специалистов и тесную связь с отраслевым работодателем!

- Специализация вашего   вуза — подготовка специалистов для отрасли морской и речной деятельности.  Каков он, студент МГАВТ?


- Хочется верить, что, прежде всего, он  высокообразованный профессионал, патриот флота и своей страны. Человек, который может взять на себя ответственность не только за себя, но и за вверенный ему коллектив.

- Каким вы видите будущее  академии?

- Ближайшая перспектива - подтверждение статуса «университет», успешное прохождение процедуры государственной аккредитации вуза.  Постоянная модернизация и совершенствование учебного процесса, с упором на тренажерную подготовку, применение инновационных технологий, дальнейшую компьютеризацию учебных курсов.  В наших планах  — увеличение объемов выполнения кафедрами и учеными академии актуальных научных разработок, имеющих значение для отрасли.  Тесная связь с зарубежными транспортными вузами  подтолкнула нас на введение  преподавания  специальных дисциплин  на английском языке.

- Владимир Иванович, учебный год только начался.   Ваши пожелания студентам  МГАВТ и всем студентам нашей страны.

- От имени профессорско-преподавательского состава академии и себя лично поздравляю с новым учебным годом студентов колледжей, вузов, академий и университетов нашей страны.

Желаю усердно постигать науки, копить багаж знаний, перенимать бесценный опыт у профессоров и доцентов, ведущих специалистов, чтобы стать настоящими продолжателями их дела, теми, кто своими руками будет строить будущее нашей страны!

  • Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ) -современный учебно-образовательный комплекс, в состав которого входят головной московский вуз, 5 филиалов и 7 представительств. Московский вуз в своей структуре имеет 8 факультетов (включающих 28 кафедр), колледж, береговой учебно-тренажерный центр, центр довузовской подготовки. Общий контингент студентов на 1 сентября 2012 года – 7780 человек.  Преподавательский состав: 23 академика и 3 члена-корреспондента отраслевых и международных академий РАН, 3 заслуженных деятеля науки и техники, 16 заслуженных работников транспорта. Академия активно участвует в отраслевых научных проектах, поддерживает научные связи с Комиссией европейского сообщества, постоянной международной Ассоциацией конгрессов по судоходству, а также с вузами Украины, Белоруссии, Китая, Норвегии и Германии.