Подведены итоги зимней навигации 2011-2012 гг. в замерзающих портах России
Итоги зимней навигации 2011-2012 годов в замерзающих портах Российской Федерации на заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) 29 июня 2012 года подвел заместитель руководителя Росморречфлота Юрий Костин.
- В зимний период 2011-2012 годов ледокольная проводка судов осуществлялась в 22 морских портах Российской Федерации.
Бесперебойность работы портов в ледовых условиях обеспечивали 35 государственных линейных и портовых ледоколов, в том числе - ФГУП «Росморпорт» (26 л/к), ФГУП «Атомфлот» (4 л/к), ОАО «Дальневосточное морское пароходство» ( 4 л/к) и ОАО «Северо-Западное пароходство» (1 л/к). Кроме этого, в некоторых портах ледокольные услуги оказывались ледоколами и буксирами частных компаний. Так в порту Варандей проводка судов во льдах осуществлялась ледоколами ОАО «Лукойл» (л/к «Варандей» и буксир «Тобой»), в порту Дудинка ледоколом ОАО «ГМК «Норильский Никель» - «Дудинка», в порту Ванино буксирами «Тунгуй» и «Ургал» ЗАО «Дальтрансуголь». Кроме того, в соответствии с рамочным договором между ОАО «ДВМП» и Росморпортом проводку судов в порт Ванино, при осложнении ледовых условий, выполняли ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин».
Сроки начала и окончания периода ледокольной проводки в морских портах и на подходах к ним определялись распоряжениями капитанов морских портов исходя из фактической обстановки.
Продолжительность периода ледокольной проводки текущего года в портах составила от 76 суток в порт Ванино до 193 суток в порту Магадан.
По мере ухудшения ледовой обстановки капитаны морских портов в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации своими распоряжениями вводили ограничения для судов по режиму ледового плавания.
Наиболее тяжёлая ледовая обстановка в прошедшую зимнюю навигацию сложилась на Азовском море, что крайне осложнило работу ледокольного флота и, соответственно, морских портов Азовского бассейна.
Такое серьезное осложнение ледовой обстановки было обусловлено, в значительной степени, длительным ветровым воздействием на ледовый массив, вызывавшим сжатие льдов до 3 баллов, сопровождавшееся наслоением и торошением льда.
В сложившихся условиях постоянно осуществлялся мониторинг изменения ледовой ситуации и навигационной обстановки. Руководители Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт» неоднократно выезжали в морские порты Азовского моря для выработки оперативных мер по обеспечению проводки судов. К этой работе также привлекались ведущие специалисты в области ледокольных операций (капитаны морских портов, капитаны ледоколов и гидрологи с других морских бассейнов). Для проводки судов был задействован весь ледокольный флот, дислоцированный в морских портах Азовского бассейна: мелкосидящие ледоколы «Капитан Крутов», «Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов», на устьевых участках - ледокольные буксиры «Капитан Харчиков», «Кама»). Не смотря на то, что средний возраст ледокольного флота на бассейне составляет 37 лет все ледоколы отработали без сбоев и ремонтов.
В сложившихся условиях капитанами морских портов Азовского моря были введены дополнительные ограничения для судов по режиму ледового плавания, согласно которым, к плаванию в составе каравана под проводкой ледокола допускались суда:
- возрастом не более 30 лет;
- имеющие категорию ледовых усилений не ниже ICE 2 по классификации Российского морского регистра судоходства, или с аналогичными по характеристикам категориями ледовых усилений других классификационных обществ;
- имеющие запас топлива не менее чем на 14 ходовых суток, воды, продовольствия и других запасов не менее чем на 20 суток.
Данные ограничения были сняты только 23 марта 2012 года.
Капитаны морских портов регулярно взаимодействовали с владельцами портовых терминалов с целью определения наиболее проблемных терминалов и рационального формирования караванов судов для ледокольной проводки.
С информацией о совершенствовании ледокольной проводки судов в Азовском море выступит капитан морского порта Ростов-на-Дону (Захарченко Павел Алексеевич).
В прошедшую зимнюю навигацию тяжелые ледовые условия сложились в порту Ванино. Ледовая обстановка потребовала дополнительного эпизодического привлечения ледоколов ОАО «ДВМП» для проводки судов. Необходимо отметить, что привлечение данных ледоколов осуществлялось впервые.
В период ледокольной проводки этого года в российских портах Восточной части Финского залива работали 15 ледоколов, из которых 6 линейных ледоколов и 9 портовых ледоколов.
В формирующихся ледовых условиях были установлены приоритеты проводок судов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Была налажена прямая связь с операторами грузовых терминалов с целью получения информации для оценки степени срочности подачи балластного тоннажа и приоритетов постановки судов, следующих к их причалам.
В целях обеспечения навигационной доступности и безопасности мореплавания в ледовых условиях была создана комиссия Росморречфлота по организации осуществления ледокольной проводки судов в российских портах восточной части Финского залива и на подходах к ним. Из числа членов Комиссии была сформирована оперативная группа, выполнявшая ежедневную оперативную работу.
Для неукоснительного исполнения планов работы ледоколов, все распоряжения на линейные ледоколы передавались оперативной группой в письменном виде по электронной почте. Через сайт АМП БП СПб было налажено широкое информирование всех заинтересованных лиц о ситуации с ледокольным обеспечением, по специально выделенным телефонным линиям агенты извещались о планируемой дате включения обслуживаемых судов в ледовые караваны.
Зимняя навигация 2011-2012 года выявила ряд «узких мест» в транспортно-технологической схеме морских перевозок в морские порты, в которых сложились тяжелые ледовые условия.
Проблемы зимней навигации обсуждались на итоговом совещании в Росморречфлоте 29 мая 2012 года, на котором были приняты решения, направленные на совершенствование организации ледокольного обеспечения в замерзающих портах России, при этом мы видим резервы по оптимизации ледокольных проводок по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование тактики ледокольных проводок применительно к фактическим ледовым условиям плавания и техническим характеристикам и возможностям проводимых судов;
2. Организационные мероприятия, направленные на формирование караванов в соответствии с приоритетами проводок судов и потребностями терминалов;
3. Информационное обеспечение ледокольных проводок, позволяющее всем заинтересованным сторонам (судовладельцам, грузовладельцам, операторам терминалов) получать оперативную информацию о выполняемых и планируемых операциях.
Следующие решения были приняты:
1. В установленном порядке до начала зимней навигации 2012-2013 годов принять Обязательные постановления по всем замерзающим морским портам, которые в том числе, определяют порядок допуска судов к самостоятельному движению во льдах, требования к технической готовности судна при плавании во льдах, наличия ледовых программ управления судовой энергетической установкой либо возможности перевода управления СЭУ в ручной режим при плавании в ледовых условиях и другие;
2. Обратиться в Минтранс России с предложением дать поручение РС об использовании фактических характеристик судов (прежде всего мощности), фактического состояния наружной обшивки, определении ледовой ходкости судов в балласте при выдаче Свидетельств о допустимых условиях ледового плавания. Это позволить определять фактическую ледопроходимость судна, надежно оценивать способность самостоятельного плавания судна в ледовых условиях, преодолевать ледовые перемычки и ледовые сжатия, вооружить капитана судна и капитана ледокола реальной информацией о допустимых безопасных скоростях проводки судна в ледовом канале за ледоколом.
3. Обратиться в Минтранс России с предложением дать поручение РС и РРР провести работу по согласованию соответствия категорий ледовых усилений судов, находящихся в классе РС и РРР.
Предусматривается разработка идентификационной таблицы, позволяющей ориентировочно установить одинаковый уровень конструктивной безопасности судов РС и РРР.
4. На совещании было принято решение обратиться в Минтранс России с предложением о разработке, совместно с Минтрансом Украины, документа о взаимодействии по несению аварийно-спасательной готовности в период ледокольной проводки судов в Азовском море.
5. В целях своевременного информирования судов об изменении ледовой обстановки поручено:
- капитанам морских портов предусматривать в программах деятельности финансовые средства на гидрометеорологическое обеспечение в период ледокольной проводки судов. В соответствие с гидрометеорологическим прогнозом информировать за 7 суток судовладельцев о вводимых ограничениях по режиму ледового плавания;
- ФГУП «Росморпорт» предусматривать средства, необходимые для оснащения ледоколов оборудованием, обеспечивающим оперативное получение ледовой информации.
6. В целях совершенствования системы управления ледокольными операциями в Азовском море капитану морского порта Таганрог поручено:
- cоздать Единый ситуационный центр Бассейновой Комиссии (Штаба) Азовского моря (ЕСЦ БК) в порту Ростов-на-Дону с учётом опыта создания ЕСЦ на Балтике;
- совместно с капитанами морских портов Азовского моря разработать и представить в Росморречфлот на согласование «Положение о ЕСЦ БК». Предусмотреть возможность командирования по одному специалисту имеющему опыт работы по ледокольной проводке судов от каждого российского порта Азовского моря в ЕСЦ БК;
- создать на сайте АМП «Таганрог» раздел – (ЕСЦ БК), на котором размещать информацию о работе ЕСЦ БК. Объем размещаемой информации отразить в «Положении о ЕСЦ БК». Установить в ЕСЦ БК телефоны «горячей линии» для связи с заинтересованными лицами;
7. Капитанам морских портов поручено:
- обеспечить за один месяц до начала планируемого периода ледокольной проводки судов создание бассейновых комиссий (Штабов) по организации ледокольных операций на морских бассейнах Российской Федерации;
- продолжить положительный опыт проведения перед началом периода ледокольной проводки судов проверок готовности ледоколов инспекторами государственного портового контроля.
В целях выполнения намеченных мероприятий в организации управления ледокольным флотом и морскими ледовыми операциями в замерзающих морях Российской Федерации необходимо продолжить выполнение исследовательской работы по формированию системы организации и управлению морскими операциями и ледокольным флотом. Следует также детально изучить результаты проделанной работы по совершенствованию организации ледокольного обеспечения в Финском заливе, с тем, чтобы применить их на других бассейнах с учетом особенностей морских портов.