logo
Главная Судостроение и судоремонт Новости На Онежском ССЗ заложили кили двух грунтоотвозных судов

На Онежском ССЗ заложили кили двух грунтоотвозных судов

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (ОССЗ, г. Петрозаводск, Республика Карелия) 15 декабря 2025 года состоялась церемония закладки килей первых двух грунтоотвозных судов проекта PBSHB6 в серии из 6 единиц, заказанной ФГУП «Росморпорт» для Азово-Черноморского бассейнового филиала. Об этом сообщает пресс-служба Росморпорта.

Памятные доски в честь основания шаланд «Цемесская» и «Волна» заложили в присутствии помощника президента России — председателя Морской коллегии Российской Федерации Николая Патрушева, полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Игоря Рудени, главы Республики Карелия Артура Парфенчикова, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Андрея Тарасенко и генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Пылина.

Отмечается, что первые две шаланды — «Цемесская» и «Волна» — после завершения строительства будут работать в морских портах Новороссийск, Ейск, Темрюк, Тамань, Кавказ. Другие суда серии, получившие названия «Азовская-1», «Азовская-2», «Азовская-3» и «Азовская-4», предназначены для работы в морских портах Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, на Азово-Донском морском канале и Таганрогском подходном канале.

В частности, грунтоотвозные шаланды планируется использовать в составе земкараванов во главе с земснарядами «Кубань-2», «Днестр», «Северная» и «Редут».

Новые шаланды будут построены в целях обновления дноуглубительного флота Азово-Черноморского бассейнового филиала. В настоящее время в распоряжении филиала шесть грунтоотвозных шаланд 1960–1980-х годов постройки.

По словам Сергея Пылина, для ФГУП «Росморпорт» ввод в эксплуатацию шести современных шаланд станет ключевым фактором повышения производительности дноуглубительного флота в Азово-Черноморском бассейне. Он подчеркнул необходимость эффективного поддержания проходных глубин в акваториях и на подходах к основным морским портам юга России, что обусловлено активным развитием морских терминалов в регионе.

Проект разработан ПКБ «Петробалт». Строительство ведется в соответствии с требованиями Правил РС под техническим наблюдением специалистов Балтийского филиала РС. Проектный символ класса: КМ⍟ Ice1 (hull; machinery) R3-RSN AUT3 Hopper vessel.

Онежский ССЗ ранее выиграл аукцион на выполнение работ по проектированию и строительству шести самоходных самораскрывающихся шаланд для нужд Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Цена договора составила почти 6,6 млрд рублей.

Самораскрывающиеся шаланды проекта PBSHB6 представляют собой однопалубные самоходные суда с грунтовым трюмом в средней части корпуса, с полубаком, рубкой, машинным отделением в кормовой части. Предназначены для приема, транспортировки и разгрузки грунта на подводных свалках или отвалах.

Каждое судно состоит из двух корпусов, которые соединены двумя палубными шарнирами и удерживаются двумя гидроцилиндрами, размещенными в нишах в нижней части корпусов. Раскрытие корпусов при вывалке грунта производится под действием силы давления грунта, а их закрытие — под действием силы веса каждого корпуса.

Основные технические характеристики судна: длина наибольшая — 55,8 м, ширина — 13,8 м, высота борта на мидель-шпангоуте — 4 м, объем грузового трюма — 600 куб. м, осадка по ЛГВЛ в пресной воде — 3 м, главные двигатели — 2 х 450 кВт, скорость хода — 10 узлов, экипаж — 7 человек, автономность — 15 суток.

АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» основано в 2002 году на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году. С 2014 года единственным участником АО «ОССЗ» является ФГУП «Росморпорт», которое осуществляет проект по развитию собственного судостроительного и судоремонтного предприятия. С 2003 года завод строит суда «под ключ». ОССЗ имеет опыт строительства сухогрузных судов дедвейтом до 5500 тонн, дноуглубительных судов, судов технического флота.

Фотографии пресс-службы Росморпорта