logo
Главная Профсреда Новости В Санкт-Петербурге состоялось заседание Международного переговорного форума IBF с участиме крупнейших судоходный компаний и профсоюзов

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Международного переговорного форума IBF с участиме крупнейших судоходный компаний и профсоюзов

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Международного переговорного форума IBF. Для участия во встрече приехали  главы департаментов социальной и кадровой политики крупнейших судоходных компаний страны – Совкомфлота, Новошипа, ММП и СМП, а также российские представители группы компаний «Palmali», сообщает Российской профессиональный союз моряков (РПСМ)

Лейтмотивом встречи стал новый рамочный коллективный договор на следующие три года. Принятию соглашения предшествовал целый раунд непростых переговоров в условиях нестабильности мировой экономики и новых вызовов в судоходстве. Три года судовладельцы-члены Совместной переговорной группы JNG и профсоюзы, входящие в Международную Федерацию транспортников ITF, пытались прийти к консенсусу: одна сторона просила повременить с повышениями зарплат, другая требовала сохранить нормы оплаты на достойном уровне. В результате кропотливой работы условия повышения зарплат все-таки закрепили, а также разработали ряд существенных нововведений.

Среди самых серьезных преимуществ для плавсостава компаний, входящих в JNG, – оплата труда моряков, плененных пиратами. Соглашением предусмотрена двойная базовая ставка за все время нахождения в плену. Таким образом, при захвате судна пиратами моряк и его семья не будут лишены средств к существованию. Другим важным дополнением является своевременное информирование члена экипажа о возможности работы в пиратоопасном районе, еще до заключения трудового договора. Кроме того, документально закрепили право моряка на получение двойной базовой ставки на время прохождения «зоны военных действий» – сегодня их две, территориальные воды Ливии и 12-мильная зона побережья Сомали, и в случае атаки в «зонах повышенного риска» (в Аденском заливе и Индийском океане).

Определение «нападения» вызвало повышенный интерес судовладельцев. Действительно, даже военные, несущие вахту в опасных районах, испытывают трудности при классификации на «пиратов» и «рыбаков». Здесь, как отметили представители РПСМ, главная роль отводится капитану. Решит ли он, что судну и экипажу угрожает опасность, и объявит общесудовую тревогу – значит, произошло нападение.

Новый договор IBF имеет и ряд других преимуществ: наличие в компании уполномоченного врача, который будет объективно оценивать состояние здоровья моряка, возможности для прохождения плавпрактики, повышения квалификации и карьерного роста, четкая процедура репатриации, индексация выплачиваемых компенсаций и др. Отметим, что дополнения соотносятся с требованиями Сводной Конвенции 2006 года «О труде в морском судоходстве», вступление в силу которой ожидается уже в самом ближайшем будущем.

В кулуарах стороны обсудили злободневную тему морского дипломирования. «Ни в одной специальности нет такого парадокса, чтобы раз в пять лет работник терял право на труд, – отметил председатель Северной региональной организации РПСМ Александр Красноштан. – Вновь приобрести это право стоит больших денег и требует много времени. Но в Конвенции ПДМНВ-1978 не указано, что каждые пять лет моряк должен проходить все курсы заново. Для подтверждения своей квалификации ему достаточно предоставить справки о плавании и данные из мореходной книжки». Судовладельцы согласились с позицией профсоюза: ныне действующая система громоздка и неэффективна. Так что, возможно, работники и работодатели выступят единым фронтом для облегчения процедуры дипломирования.