logo
Главная Профсреда Новости Необходимо признать новые профстандарты морского и речного транспорта - ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Необходимо признать новые профстандарты морского и речного транспорта - ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

В рамках разработки профессиональных стандартов для водного транспорта Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова разрабатывает стандарты для судоводителей-механиков и гидротехников. Качество и востребованность разрабатываемых стандартов обеспечит признание этих стандартов профессиональными сообществами и профсоюзами. Такое мнение в ходе Всероссийской научно-практической конференции «10 лет поступательного движения», организованной Росморречфлотом, в Москве высказала проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова Елена Лаврентьева.

«Экспертиза должна быть вневедомственной и, безусловно, компетентной», - подчеркнула она.

Лаврентьева рассказала, что в университете приказом ректора созданы рабочие группы, которые активно работают. «Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующая времени и консолидированных усилий», - пояснила он.

Также по мнению проректора, «бизнес недостаточно мотивирован к участию в создании профстандартов, считая, что его усилия не будут востребованы». Лаврентьева считает, что государство должно четко заявить, что стандарты будут внедрены на практике и в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений.

Кроме того,  необходимо разработать национальный классификатор профессиональной деятельности, который будет отражать перспективные потребности экономики, отвечать вызовам будущего. «Именно на его основе необходимо проводить разработку профессиональных стандартов, начиная с наиболее востребованных профессий», - подчеркнула проректор.

Елена Лаврентьева напомнила, что «в регулировании трудовых отношений традиционно использовались тарифно-квалификационные характеристики (ТКХ), многие из которых безнадежно устарели, так как были сформированы более 20 лет, некоторые и 30 лет назад. А для работников плавающего состава ТХК вообще не было». Необходимые знания и умения, требования к образованию были прописаны в Уставах службы на судах морского и речного флота.

На национальном уровне назрела необходимость принципиально изменить систему квалификационных требований и интегрировать ее с системой образования, считает проректор

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, адекватно отражающих потребности рынка и указывающих сфере образования на те знания и умения, которые обучающийся должен получить для достижения необходимых на современном рынке труда показателей.

Работа по разработке профстандартов началась работа в масштабах страны. По поручению правительства Российской Федерации Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями при участии образовательных учреждений высшего профессионального образования организована разработка профессиональных стандартов.

Создан Экспертный совет по профессиональным стандартам при Министерстве труда Российской Федерации, в состав которого вошли представители работодателей, профсоюзов, федеральных органов исполнительной власти, эксперты.

По состоянию на 20 декабря 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, в том числе выполненных за счет собственных средств - 52 профессиональных стандарта.

Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России согласованы 192 профстандарта, в том числе, в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, социальной сфере. 19 профессиональных стандартов утверждены Минтрудом России и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.