logo
Главная Национальное и международное законодательство Новости Проект изменений законодательства, регулирующего трудовые отношения на водном транспорте, вынесен на обсуждение

Проект изменений законодательства, регулирующего трудовые отношения на водном транспорте, вынесен на обсуждение

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте» вынесен на публичное обсуждение. Как следует из материалов Единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, публичное обсуждение продлится до 21 апреля 2015 года.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 330 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс), направленных на устранение императивности содержащейся в ней нормы, в соответствии с которой дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами, путем установления «возможности» регулирования дисциплины работников отдельных отраслей транспорта уставами о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами, а также предусматривается внесение изменений в статьи 57, 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) и статьи 28, 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ) в части исключения из текстов указанных статей ссылок на устав о дисциплине.

В соответствии со статьями 22 и 192 Трудового кодекса право поощрения работников и применения к ним дисциплинарных взысканий имеет работодатель. Капитан судна, являясь представителем работодателя, обязан создавать условия, необходимые для соблюдения членами экипажа судна дисциплины труда на судне, в частности, иметь право применения к членам экипажа судна поощрений за добросовестное выполнение трудовых обязанностей и наложения дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом экипажа по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

В связи с этим законопроект предусматривает наделение капитана судна правом по согласованию с судовладельцем-работодателем (далее – судовладелец) применять поощрения, установленные Трудовым кодексом, а также применять взыскания в виде замечания и выговора в порядке, установленном Трудовым кодексом.

Согласование применения дисциплинарных взысканий может осуществляться с использованием средств связи или посредством включения судовладельцем в правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие в том числе и вопросы трудовых отношений у данного работодателя, полномочий капитана судна на поощрение членов экипажа судна и наложения на них дисциплинарных взысканий, которые объявляются капитаном судна приказом по судну.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 КТМ и пунктом 2 статьи 31 КВВТ капитан судна имеет право отстранять членов экипажа судна от исполнения служебных обязанностей. При этом в статье 67 КТМ содержится ссылка на статью 58 КТМ, в которой указывается на обязанность судовладельца обеспечить репатриацию члена экипажа судна. В пункте 5 указанной статьи оговаривается право судовладельца на возврат средств, затраченных на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде в том случае, если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей.

В связи с тем, что КВВТ, предусматривающий в пункте 2 статьи 31 право капитана судна на отстранение члена экипажа судна от исполнения служебных обязанностей, не содержит ссылку на статью 29 КВВТ, содержащую обязанность судовладельца по возвращению члена экипажа судна к месту приема его на работу по окончанию работы на судне, законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 31 КВВТ положением, предусматривающем в случае отстранения капитаном судна члена экипажа судна от исполнения служебных обязанностей, применять правила, предусмотренные статьей 29 КВВТ.

Законопроект предусматривает вступление законопроекта в силу через 180 дней после его принятия.