logo
Главная За рубежом Новости Viking Line станет первой компанией, внедрившей технологию Rotor Sail Solution на своем круизном лайнере

Viking Line станет первой компанией, внедрившей технологию Rotor Sail Solution на своем круизном лайнере

Viking Line станет первой компанией, внедрившей технологию Rotor Sail Solution, использующей энергию ветра,  на своем круизном лайнере. Речь идет о так называемом роторном парусе или турбопарусе, которым будет оснащен, наряду с основной силовой установкой,  круизный паром Viking Grace. Судно было  построено в 2013 году специально для маршрута Стокгольм (Швеция) — Турку (Финляндия).

Как напоминает  пресс-служба Viking Line, первый турбопарус разработал и запатентовал немецкий инженер Антон Флеттнер в 1922 году. Его изобретение было названо ротором Флеттнера и породило целый класс роторшипов — роторных судов, использующих в качестве движителей характерные устройства. Однако до масштабного внедрения разработки на морском транспорте дело дошло только в XXI веке.

Rotor Sail Solution, разработанный компанией  Norsepower, является модернизированной версией ротора Флеттнера и довольно компактна. Это полый цилиндр высотой 24 м и шириной всего 4 м.  Во время работы турбопаруса цилиндр вращается вокруг своей оси. В основе работы движителя лежит физическое явление, при котором поток воздуха, обтекающий вращающееся тело, создает дополнительную силу. Иными словами, если установить вращающийся цилиндр (трубу) и поместить его на открытое пространство (палубу судна) для обдува ветром, то давление ветра на цилиндр многократно усилится. Именно этот эффект позволяет двигать судно с гораздо большим импульсом, чем при использовании классического громоздкого паруса. Этот явление называется эффектом Магнуса.

Предварительные исследования обещают значительное сокращение расхода топлива и, следовательно, выбросов. Viking Grace использует в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Его расход при использовании  установки Rotor Sail Solution  сократится на 300 тонн в год. На сэкономленном объеме паром может идти трое суток или более, в зависимости от погодных условий. Отмечается, что сочетание в одном судне двигателей на СПГ, электрического привода гребных винтов, особой формы корпуса, не образующей большую волну, и роторного паруса — не встречается более нигде в мире.

Технология уже доказала свою коммерческую эффективность эксплуатацией на грузовых судах. Подготовка к внедрению системы на Viking Grace началась и завершится в 2018 году установкой самого турбопаруса. Работа паруса полностью автоматизирована — он запускается, когда ветровая нагрузка достаточна для эффективной работы. Если система не задействована, то она не требует абсолютно никаких дополнительных расходов.

Роторный парус Rotor Sail Solution от Norsepower получил звание «Инновация года» в 2016 году на выставке Electric and Hybrid Marine World Expo в Амстердаме. На сегодняшний день это одна из самых перспективных разработок в области возобновляемых источников энергии в морском транспорте. Независимые исследования показывают, что технология позволяет экономить до  20% топлива в год, в зависимости от погодных условий.

«Это первое применение энергии ветра для столь крупного круизного лайнера как Viking Grace. Как инженерная компания, базирующаяся в Финляндии, мы гордимся сотрудничеством с большим и известным судоходным концерном. Вместе мы идем к новой эре, когда использование вспомогательной силы ветра станет важной частью в морских перевозках», - отметил генеральный директор компании Norsepower Туомас Риски.

Данный проект получил финансирование по программе исследований и инноваций «Горизонт Европейского союза 2020» (соглашение о субсидировании № 738282). Роторный парус Rotor Sail Solution от Norsepower может использоваться на нефтяных баржах, сухогрузных судах, трейлерных перевозчиках и паромах.

Недавно компания Norsepower объявила о получении 2,6 млн евро от Европейской комиссии и агентства по инновациям Tekes при финском правительстве для дальнейшей разработки и развития программы. Роторные паруса использовались на знаменитом судне «Алсион» Жака Ива Кусто, которое стало площадкой изучения эффекта Магнуса и его применения в морской сфере.

  • Norsepower Oy Ltd  – финская инженерная компания, разрабатывающая технологии применения возобновляемой энергии ветра в отрасли морских перевозок. Является ведущим поставщиком неприхотливых, управляемых программным обеспечением движителей, использующих попутный ветер.
  • Viking Line (Viking Line Abp) — финский судоходный концерн, выполняющий пассажирские и грузовые перевозки по Балтике с 1959 года. Зарегистрирован на Аландских островах c центральным офисом в Мариехамне, который также является портом приписки большей части паромов компании. Оперирует флотом из семи круизных паромов, курсирующих по пяти маршрутам. В компании работают 2735 человек.