Лишь 2000 км внутренних водных путей Франции приспособлены для коммерческой эксплуатации водного транспорта
Протяженность внутренних водных путей Франции составляет 8500 км, что делает эту речную сеть самой протяженной в Европе. Однако из-за слабой связи между пятью водными бассейнами страны (Seine, Rhin, Nord, Moselle, Rhône-Saône) для перевозки грузов возможно использовать лишь 4100 км, из которых только 2000 км по-настоящему приспособлены для коммерческой эксплуатации водного транспорта, сообщает французское издание Meretmarine.
Согласно экологическому закону Гренель-2 (Grenelle de l’environnement) в 2009-2010 годах речной транспорт Франции был признан приоритетной отраслью для государства, которое обозначило как важнейшую цель рост перевозок по ВВП на 25% к 2015 году, что должно повысить его долю среди других видов транспорта с 14 % до 25 %
В настоящее время водный транспорт рассматривается во Франции как единственный вид транспорта, полностью согласующийся с экосистемой. По сравнению с автомобильным водный транспорт дешевле в семь раз, выбросы углекислого газа в четыре раза ниже на тонну перевезенного груза по сравнению с автоперевозками.
В 2011 году во Франции впервые было перевезено по реке более 500.000 контейнеров (что означает уменьшение ежегодного количества грузовиков на дорогах страны на 300.000 единиц) Эта тенденция укрепится с вводом в строй нового канала Seine–Nord между портами Сены (Гавр, Руан, Париж) и севером Европы в 2016 году.
В июле 2010 года для защиты ВВП страны от различного рода правонарушений, включая незаконные перевозки и нанесение ущерба окружающей среде, была создана жандармерия судоходных путей (Gendarmerie des voies navigables, CGVN). Штаб-квартира жандармерии, в подчинении которой находится 20 речных бригад, находится в Conflans-Sainte-Honorine (департамент Yvelines). На CGVN возложена административная функция контроля наличия всех необходимых документов как на грузовом транспорте, так и пассажирском, а также на частных прогулочных судах
В рамках охраны водных путей действует речное франко-германское подразделение жандармерии, которое базируется в Kehl, приграничном немецком городе, ближайшем к Страсбургу, а также в Gambsheim и Vogelgrun (двух альзасских городах Нижнего и Верхнего Рейна). В распоряжении подразделения находятся скоростные 17-метровые катера и лодки.
Деятельность жандармерии судоходных путей вписывается в рамки конвенции, подписанной в 2011 году с госагентством «Водные пути Франции» (Voies navigables de France),
- Voies navigables de France (VNF) (государственный орган, основанный в 1991 году для управления и модернизации сети внутренних водных путей Франции
Канал Seine–Nord (длина 106 км, ширина 54 м, глубина 4.5 м) - старт проекту был дан в 2010 году. Входит в 30 проектов, составляющих будущую сеть трансевропейских транспортных коридоров (RTE-T). Стоимость строительства судоходного канала Seine-Nord Europe оценивается в сумму от 6 до 7 млрд евро. В реализации проекта помимо Франции принимают участие партнеры из валлонской и фламандской частей Бельгии.
Закон Гренель-2 (Grenelle de l’environnement), содержит комплекс мер по защите окружающей среды, определяет векторы экологического развития в шести областях: строительство, транспорт, развитие экологически чистого сельского хозяйства, защита биологического разнообразия, оптимизация переработки отходов и управление в сфере окружающей среды. В частности, закон предусматривает меры по переходу к электромобилям, к экологически чистым транспортным средствам, к строительству зданий с низким уровнем электропотребления ( 50 киловатт-часов энергии на квадратный метр в год), экологически чистому сельскому хозяйству, установке режима энергосбережения в жилых домах, увеличению в четыре-пять раз количества трамваев в городе, скоростных электропоездов и т.д..