Константин Князевский
Эксперт: Константин Князевский, Заместитель генерального директора по строительству флота — руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в г. Санкт-Петербург
О ходовых испытаниях ледокола «Урал» и проблеме импортозамещения
— Ходовые испытания ледокола «Урал» проходят на Финском заливе и направлены в первую очередь на оценку энергетических качеств, работу на различных режимах мощности. Мореходные и ледокольные качества на данной акватории оценить сложно. В принципе они уже проверены на переходах предыдущих судов, и здесь к ледоколу у нас вопросов нет. Как известно, это уже второй серийный ледокол и третий по счету. Суда попадали в серьезные шторма и не на Балтике, а в Северном и Баренцевом морях. Мореходные качества модели достаточно хорошие. В ходе испытаний ледокола «Урал» ведется проверка параметров мощности и надежности работы систем и механизмов. Также отрабатываются алгоритмы, которые возможно выполнить только на ходу ледокола, например, нагрузить ядерную энергетическую установку на сто процентов можно только работая гребными винтами. Все это необходимо для того, чтобы убедиться в правильности принятых решениях и в исправности аппаратуры. Могу сказать, что испытания проходят хорошо, в соответствии с программой, хотя, как и положено, со своими проблемами, которые решаются. На борту присутствуют специалисты и поставщики основного оборудования. Несмотря на то, что на ледоколе «Урал» установлено достаточное количество оборудования, в том числе импортного производства, наши специалисты, представители завода и контрагентов, давно и с успехом освоили данные технологии, и пока проблем в процессе работы не возникает. Тем не менее, на мой взгляд, вопрос изготовления российского оборудования — один из самых острых на сегодня. В последнее время этим вопросом мы пытались заниматься, но усилий явно не достаточно. Для того, чтобы успешно строить суда, нужно обеспечивать их своим комплектующим оборудованием. Добавлю, что в развитии ледокольного флота особые ставки мы делаем на строящийся ледокол «Лидер», который в сложные ледовые периоды, особенно весной, будет способен обеспечивать регулярную работу судов с коммерческой скоростью, прокладывая более широкие каналы. Соглашусь с расчетами коллег: если ледоколы смогут обеспечить движение без снижения скорости, тогда возможно прохождение Северного морского пути не за две недели, а за десять дней.
Записано корреспондентом отраслевого портала «Российского судоходства» в ходе VII международной научной конференции«Арктика: история и современность»