Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству
Эксперт: Андрей КрайнийРуководитель Федерального агентства по рыболовству
Одна из основных проблем – острая необходимость обновить рыболовецкий флот.
- Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, судов даже много, с другой – их не хватает. Потому что весь флот последние десять лет сгрудился на самых лакомых объектах – ловле трески, пикши, краба, минтая. Там судов слишком много. А вот для добычи селедки, которую разделывали бы к тому же прямо на сейнере, кораблей не хватает.
Особенно современных, так называемых кошельковых, которые позволяют рыбу в трюм вместе с водой насосом затягивать. Норвежцы работают именно так.
Российские и норвежские рыбаки ловят рыбу в одном районе. И выходит, что наше судно на одну тонну рыбопродуктов тратит 406 килограммов топлива, они – 200.
У нас больше экипажей, и мы меньше ловим. И не потому, что наши рыбаки не умеют ловить. Просто некуда: не хватает трюмов, у нас всего два кошельковых траулера в бассейне. Нет возможности заморозить много рыбы – установки морозильные старые. Мы проанализировали: например, в прошлом году у норвежцев работало 62 судна, у нас – 471 сейнер по всей стране. А улов примерно одинаковый. Одно норвежское кошельковое судно вылавливало и обрабатывало от 500 до 1000 тонн рыбы в сутки. У нас считается хорошим результатом, если крупнотоннажный траулер заморозил 60–70 тонн...
… Производительность труда на кораблях Мурманского тралового флота – на европейском уровне. А, например, в госкомпании «Архангельский траловый флот» – ровно в два раза меньше.
Большой сейнер стоит от 50 до 80 миллионов евро, средний – 25–30, малый можно построить и за миллион. Оцените, какой масштаб инвестиций нам нужен.
Два последних года мы разрабатывали новые проекты по строительству судов… У отечественных верфей еще нет опыта крупнотоннажного рыбопромыслового судостроения. Наши суда в процессе исполнения заказа оказываются чрезмерно дорогими, сроки строительства часто затягиваются.