Президент ОСК Роман Троценко
Эксперт: Роман ТроценкоПрезидент ОСК
Система безопасности на речном транспорте Российской Федерации, возможно, одна из лучших в мире! И ее трогать не надо. Вопрос в социальной ответственности бизнеса - и это как раз тот вопрос, который может решаться в рамках общественного совета.
- Многое говорилось о том, что нужно делать с нормативной базой. Но вы знаете, с нормативной базой все в порядке. Требования о проведении инструктажа для экипажа никто не отменял, эти требования существуют с 1950 года. Требования наличия на борту спасательных средств также никто не отменял, как и правил ограничения количества пассажиров на борту и невозможности выхода в рейс с неработающим двигателем. Вопрос не в том, что не хватает нормативной базы, а в том, что в данном случае мы наблюдаем низкую социальную ответственность бизнеса.
Комплексный подход к обеспечению безопасности на речном транспорте уже выработан. Инструкции все написаны, писать еще одни не имеет смысла. В этих инструкциях каждая строчка написана, что называется, кровью, профессионалами. И система безопасности на речном транспорте Российской Федерации, возможно, одна из лучших в мире! И ее трогать не надо.
Поэтому первое, что мы предлагаем – это необходимость консолидации бизнеса, который занимается перевозкой пассажиров. Мы знаем, что у каждого крупного пароходства есть служба по управлению собственной безопасности, которая отвечает за соблюдение всех регламентов. Поэтому первое направление, по которому мы должны двигаться – это укрупнение бизнеса, занимающегося пассажирскими водными перевозками. Это может быть 3-5 судов в эксплуатации и наличие в штате профессионалов, занимающихся в компании обеспечением безопасности.
У нас процесс консолидации отрасли и формирования ассоциаций уже завершился. Мы имеем несколько крупных ассоциаций. Нужно переходить на принципы саморегулирования. Сложно обмануть своего коллегу – судовладельца, который с тобой вместе эксплуатирует свои пароходы на реке. Люди видят состояния судов. Поэтому считаю необходимым перейти к практике выдачи лицензий самими ассоциациями.
Ассоциация судоходных компаний уже отказалась принять несколько судоходных организаций в свой состав по причине ненадлежащего состояния их флота и низких требований к системе безопасности. Эту практику надо продолжать. Надо вычищать из бизнеса тех людей, которые к нему нерадиво относятся.
Если люди хотят работать, они работают, если хотят утопить пароход – они его утопят. Вопрос в социальной ответственности бизнеса - и это как раз тот вопрос, который может решаться в рамках общественного совета.