Дмитрий Рогозин
Эксперт: Дмитрий РогозинЗаместитель руководителя правительства России - председатель Морской коллегии при правительстве России
Об организации круизных маршрутов в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах
- По статистике Всемирной Торговой Организации, ежегодный стабильный прирост туристов, которые используют те или иные формы морских и речных круизов, составляет примерно 8%. По прогнозам иностранных компаний, к 2017 году в мире будет насчитываться 24 млн круизных туристов.
Отмечу, что Каспийское море является самым большим закрытым водоемом на Земле, расположенным на стыке Европы и Азии, омывающим берега пяти государств. Это страны с огромным культурным наследием. При этом наша страна выгодно отличается на фоне остальных. С одной стороны мы имеем одни из самых старых памятников истории (это и старая часть Дербента, и Дербентская стена), с другой - располагаем современным городом Сочи с готовой к приему туристов инфраструктурой, позволяющей принимать круизные суда длиной до 300 м.
Хотя Сочи является скорее исключением из правил. Так, уровень развития соответствующей туристской инфраструктуры в основных наших регионах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов пока крайне низок. Имеется недостаточность портового развития: из трех основных портов Каспийского бассейна (Астрахань, Махачкала и Оля) только один порт Астрахань способен принимать круизные суда.
Также серьезным сдерживающим фактором роста индустрии круизного туризма является отсутствие парка круизных судов. Большой срок окупаемости нового круизного теплохода (25 – 30 лет) влечет за собой отсутствие заинтересованности круизных компаний в строительстве флота. В результате, средний возраст речных круизных судов составляет 42 года.
Проблемами строительства такого рода судов занялись в Московском речном пароходстве, которое располагает проектом строительства современного круизного судна «река-море» плавания (разработан Морским Инженерным Бюро, «МИБ СПб», прим. ред.).
Из выступления в ходе заседания президиума Морской коллегии при правительстве Российской Федерации (Астрахань, 18 марта 2016 года), записано корреспондентом «Российского судоходства».