Александр Пошивай, начальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота:
Эксперт: Александр Пошивайначальник управления обеспечения судоходства Росморречфлота
«Система навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике требует модернизации»
- Одним из сдерживающих факторов транзитного плавания по Северному морскому пути крупнотоннажных судов являются малые глубины на существующих традиционных трассах. Осадка таких судов может превышать 15 м, и они не могут ходить по традиционным маршрутам через проливы Санникова и Дмитрия Лаптева, где глубины не более 12,4 м и 9,0 м, соответственно. Для крупнотоннажных судов, нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют белые пятна.
Многие участки высокоширотной трассы имеют глубины менее 40 метров и по международным требованиям должны быть обследованы площадной съемкой. В этих целях были закуплены и установлены на специализированные суда Гидрографического предприятия современные промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин высокоширотного маршрута.
На арктические моря России издано 747 открытых навигационных морских карт, 19 руководств и пособий для плавания. Установлено 1555 объектов различных средств навигационного оборудования. Но все это создавалось в далекие годы и система навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике требует модернизации.
Комплексная система навигационно-гидрографического обеспечения безопасности судоходства осуществляется по следующим основным направлениям:
- изучение подводного рельефа арктических морей в целях издания современных навигационных карт, руководств и пособий для плавания;
- оборудование трасс Северного морского пути современными средствами навигационного оборудования;
- оперативное информирование мореплавателей об изменениях в навигационной обстановке;
- осуществление лоцманских проводок на реках Енисей и Колыма общей протяженностью 432 морские мили.
С целью создания современной комплексной системы навигационно-гидрографического обеспечения на Северном морском пути предусматривается:
- продолжение работ по замене светооптической аппаратуры плавучих и береговых средств навигационного оборудования на новую энергосберегающую аппаратуру на основе светодиодной оптики;
- установка перспективных альтернативных, экологически чистых источников питания. На сегодня проведена замена или модернизация более ста трех единиц средств навигационного оборудования, которые были переведены на работу от альтернативных источников энергии.
В 2012 году промерные работы выполнены в объеме 31 200 приведенных километров на наименее изученных участках высокоширотной трассы. На первом этапе планируется покрыть съемкой все участки высокоширотной трассы с глубинами до 40 метров и полосой обследования - 10 километров.
Задача надежного навигационного обеспечения в настоящее время решается в рамках Федеральной целевой программы ГЛОНАСС. И сегодня для целей морской навигации в Арктике эффективно используются глобальные навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS.
Для повышения точности определения местоположения судов при подходах к побережью, или в других стесненных условиях, используется дифференциальный метод, суть которого заключается в передаче контрольно-корректирующими станциями (далее – ККС) поправок в судовые приемники ГЛОНАСС/GPS, что обеспечивает определение координат места судна с точностью от 1 до 5 метров, что, в свою очередь, способствует повышению уровня безопасности мореплавания.
В настоящее время в Арктике, в акватории Северного морского пути, введены в строй и эксплуатируются шесть ККС, расположенные на острове Олений и мысе Стерлигова (Карское море), на островах Андрея и Столбовой (море Лаптевых), на острове Каменка (Восточно-Сибирское море) и на берегу реки Индигирка. Три ККС (на островах Андрея, Столбовой и Каменка) введены в эксплуатацию в сентябре 2012 года.
(Из доклада на III Рабочей сессии конференции «Транспортно-транзитный потенциал»)