Автор: Дмитрий Гагарский
О роли электронных картографических систем в повышении безопасности судовождения рассказывает руководитель группы «Речное Судоходство» ООО «Транзас Навигатор» к.т.н. Дмитрий Гагарский.В нашей области наиболее востребованным является судовое навигационное оборудование, которое предназначено для решения вопросов безопасности судовождения, от чего зависит человеческая жизнь, сохранность судов, груза, береговых сооружений и экологии.
Основной проблемой отрасли является то, что все современное навигационное оборудование не может быть полноценно востребовано, если нет официальных электронных карт. Электронная картографическая система является интегрирующим модулем в комплекте всего судового навигационного оборудования – судоводитель должен видеть откорректированную электронную карту, свое судно на ней в динамике движения и окружающие его суда, чтобы корректно решать навигационные задачи. В настоящее время обязательным навигационным оборудованием является только приемник ГЛОНАСС/GPS и АИС оборудование, которое в совокупности наиболее полезно только для решения вопросов мониторинга флота.
Основываясь на этих требованиях, могу рекомендовать, что нужно сделать в ближайшее время:
• Для оборудования АИС сделать его дифференциацию по классу А и классу В применительно к судам различного назначения и тоннажа, что принято в практике международного судоходства. Это позволит значительно сократить расходы судовладельцев. Все речное оборудование АИС, внедряемое в РФ, должно отвечать международным требованиям Европейской экономической комиссии для речных АИСов.
• Оборудование электронных картографических систем для ВВП РФ рекомендуется разделять на СОЭНКИ/ЭКНИС, ЭКС класса А, ЭКС класса В. Сертификация этого оборудования должна происходить строго в соответствии с действующими стандартами Международной электротехнической комиссии и Европейской экономической комиссии.
• Оборудование электронных картографических систем необходимо сделать обязательным для всех судов ВВП различного назначения и тоннажа.
• В перечень обязательного оборудования для всех судов рекомендуется включить современные курсоуказатели с возможностью обмена цифровой информацией с другим оборудованием.
• Для унификации комплекса судового навигационного оборудования речных судов рассмотреть вопрос исключения дополнительного дублирования информации ГЛОНАСС/GPS и АИС при условии полноценного отображения этой информации в электронной картографической системе.
• В районах, где отсутствуют контрольно-корректирующие станции разрешить использование оборудования ГЛОНАСС/GPS без модуля приема дифференциальных поправок при условии наличия такой возможности в оборудовании.
Для выполнения первоочередных мероприятий рекомендуется активизировать внимание на вопросах:
• Организации картографического фонда и картографических центров для формирования коллекции официальных электронных карт и их дистрибуции.
• Проверки электронных карт с устранением всех замечаний, обнаруженных при их экспертизе и оплавывании. Степень ответственности за качество электронных карт должна распространяться на ГБУ (ФБУ), многие из которых в настоящее время не принимают активного участия в формировании коллекции электронных карт на зону своей ответственности. Специалисты ГБУ (ФБУ) должны осваивать технологию создания и корректуры официальных карт и активизировать свое участие в этой деятельности.
• Изготовления электронных карт ВВП РФ по международным стандартам для создания речных карт. В России пока речные карты издаются по морским стандартам.
• Создания национальной нормативной базы по созданию речных электронных карт и картографических систем с учетом особенностей плавания на ВВП РФ. Многие стандарты национальной нормативной базы рекомендуется принимать на основе принятой международной базы по сокращенной процедуре одобрения (возможна процедура молчаливого согласия) в организациях РФ, отвечающих за это направление. На процедуры согласования национальных стандартов в настоящее время практически всегда требуется больше времени, чем время между изменениями, вносимыми на международном уровне в эти стандарты. По этой причине РФ иногда отстает от международного прогресса.
Рынок развивается очень активно. Занять свою нишу на этом рынке удается организациям, которые прошли путь освоения рынка в морской индустрии и своевременно переориентировали свои технологии и производство под нужды речников. Первоначально это казалось простым занятием, но по мере работы возникло много проблем, про которые «моряки» не знали.
Не зря говорят, что навигация на море – это наука, а навигация на реке – это искусство.
Компания «Транзас» речное направление считает одним из наиболее перспективным, активизирует свою деятельность в области развития речной индустрии и готова предоставить судовладельцам линейку продуктов электронных картографических систем для судов различного назначения и тоннажа.