Автор: Анатолий Серов
О работе ФБУ «Беломорско – Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФБУ «БЕЛОМОРКАНАЛ») порталу «Российское судоходство» рассказал заместитель руководителя Анатолий Серов
Наше управление коротко называется «БЕЛОМОРКАНАЛ», поэтому свой рассказ я начну именно с канала. Трасса Беломорско-Балтийского канала протяженностью 227 км проложена с учетом природных особенностей края – большое количество рек и озер. Из общей протяженности длина искусственных каналов составляет 43 км, а 184 км проходят по озерам и водохранилищам.
В составе Беломорканала 127 гидротехнических сооружений, в том числе 19 шлюзов (из них 13 двухкамерных и 6 однокамерных), 13 плотин различных конструкций, 47 дамб, 13 водоспусков регулирующих уровни в межшлюзовых бьефах, 34 искусственных канала, 1 волнозащитный мол. Протяженность напорного фронта сооружений более 47 км. С помощью этих сооружений суда из Онежского озера поднимаются на 74 метра в Водораздельный бьеф между шлюзами 7 и 8, а затем опускаются на 102 метра к Белому морю.
Питание южного и северного склонов канала водой, осуществляется из водораздельного бьефа за счёт естественной приточности.
За более чем 70-ти летнюю работу канала ни разу не возникало проблем с водой.
Навигация на канале длится в среднем 180 суток, со второй половины мая по первую декаду ноября.
Но Беломорско-Онежское бассейновое управление водных путей и судоходства это не только Беломорканал. Границы нашей деятельности распространяются от Сорокского рейда Белого моря до Вытегры и Вознесенья на Онежском озере. Судоходные пути проходят по Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областям.
Общая протяженность судоходных путей составляет 3089 км, из них 1600 км - с гарантированными габаритами судовых ходов. Вся протяженность путей обслуживается судоходной обстановкой, в том числе освещаемой - 265 км, и дневного действия - 2818 км.
В состав навигационного ограждения входят 1009 береговых и 1936 плавучих знаков. Для поддержания заданных габаритов пути ежегодно извлекается до 50 тыс.м3 грунта.
Пять подразделений ФБУ «Беломорканал» обеспечивают выполнение возложенных на учреждение задач:
Повенецкий район гидросооружений обеспечивает судоходство с 1 по 9 шлюзы, а также и на Выгозере, Сосновецкий район гидросооружений - с 10 по 19 шлюзы, Онежский район водных путей обслуживает трассы на Онежском озере, реках Андома и Водла.
Бассейновый узел связи обеспечивает подразделения учреждения технологической связью и обеспечивает радиосвязь с судами, проходящими по бассейну.
Бесспорно то, что Беломорско-Балтийский канал важен не только для Карелии, но и всей страны. Его строительство и работа дали мощный толчок экономическому и социальному развитию Карелии и Беломорья. Становление городов и промышленных предприятий северной части нашей республики обусловлены строительством канала. Неоценима его роль в создании Северного флота.
Канал является кратчайшим глубоководным путем из Европейской части России в порты Заполярья и Сибири. Морской путь вокруг Скандинавии длиннее на 4000 км, поэтому за навигацию по каналу проходят десятки перегонных судов.
На напорном фронте канала построен каскад из 5 гидроэлектростанций мощностью 240 МВт, давших дешевую энергию, что, в свою очередь, позволило построить Сегежский ЦБК и Надвоицкий алюминиевый завод. С помощью канала активно осваиваются лесные ресурсы Карелии. Рядом с трассой канала разрабатываются новые щебеночные карьеры.
Основную долю грузов, перевозимых в Беломорско-Онежском бассейне, составляют щебень, лес, пиломатериалы, бумага, алюминий. По каналу транспортируются также различные крупногабаритные грузы.
Следует отметить, что после длительного спада перевозок в последние годы объём транспортировок грузов в центральные районы страны и на экспорт постоянно растет.
Действуют регулярные туристические линии на Соловецкий архипелаг, растет поток индивидуального водного туризма.