06.12.2019 09:27

«Какая бы ни была навигация, ледоколы справятся»

Автор: Елена Ткачева

Начало ледокольной проводки судов в морских портах Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог распоряжениями капитанов соответствующих портов было объявлено с 00-00 мск 26 ноября 2019 года в связи с началом ледообразования в Таганрогском заливе. Весь ледокольный флот Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» был заблаговременно подготовлен и введен в эксплуатацию. Корреспондент «Водного транспорта» побывала на ледоколе «Капитан Чудинов» в преддверии ледовой навигации.

Ледокол еще стоит на базе ООО «РОСТ» в морском порту Ростов-на-Дону. Здесь проходил  межнавигационный ремонт. «В Ростове на «Росте» стоим последние три года, а раньше – в Обуховском СРЗ», - рассказывает капитан Александр Борисович Юдин. В этом году ледокол прошел промежуточное доковое освидетельствование с водолазным обследованием, а также ремонт труб и бортовых дизель-генераторов.

Когда заканчивается ледовая навигация, судно переводится в эксплуатационный резерв, но на борту всегда остаются шесть человек: они осуществляют контроль за безопасной стоянкой, пожарной безопасностью,  следят в межнавигационный период за ремонтными работами, выполняемыми с привлечением подрядных организаций, а также осуществляют ремонтные работы собственными силами.Основной экипаж работает на «Капитане Чудинове» с момента приемки его Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт». Александр Юдин принял его под свое командование 1 июля 2011 года. И вспоминает, как четыре дня был на судне один, потому что прошлый экипаж уволился, а новый еще не сформировали. Зато подобрали команду настоящих профессионалов: до сих пор шестеро из одиннадцати членов экипажа работают на «Чудинове». «Было бы еще двое, но их забрали на новый ледокол Росморпорта «Георгий Седов», - поясняет капитан.

После приемки в июле 2011 года ледокол отправился на ремонт в Астрахань, где судно обновили и привели в порядок так, что до сих пор состояние отличное. Капитан с гордостью вспоминает, как старпом Юрий Иванченко 17 раз заставлял перекрашивать балластный танк для питьевой воды. Тогда же судно приобрело свою знаменитую сигнальную окраску и яркую оранжевую полосу на надстройке. «Такую полосу делают на Дальнем Востоке на ледоколах, которые ходят в Арктику. Ее во льдах видно издалека. Так и нас суда в Азовском море узнают, если из-за торосов корпуса не видно», - поясняет капитан.

Про Дальний Восток речь зашла неслучайно. Александр Борисович хоть и родился в Таганроге (Ростовская область), еще в младенчестве переехал на Курилы.  Его отец – Борис Степанович Юдин – сначала работал на плавкране, потом на буксирах в порту Таганрог, а в начале 60-х уехал с семьей на Дальний Восток. Поначалу работал на катерах, а потом устроился в «Базу Океанического Рыболовства» и фактически «контрабандой» брал с собой сына в рейсы.

«Когда пошел в школу, каждый год уходил с ним в моря. Заканчивается учебный год, а у него путина. Он меня как -то в каюту спрятал, а когда вышли в зону лова, я и объявился! Капитан ругается, батя получает выговор, но я остаюсь на теплоходе, - с теплотой вспоминает капитан. – Поэтому, куда идти после школы, вопросов не было».

Александр Юдин в 1974 году поступил в Сахалинское мореходное училище и уже в 1979-м стал  третьим помощником капитана, вырос до старпома и пошел учиться в Морскую академию во Владивостоке. «Чтобы не пропускать сессии, временно ушел с флота на берег старшим инспектором службы кадров Сахалинского пароходства», – рассказывает Юдин. Став капитаном, он перебрался во Владивосток, где работал на грузовом и пассажирском флоте, даже был, еще до запрета игорного бизнеса, капитаном плавресторана с казино «Hocus-Pocus».

На малую родину – в Таганрог – Александр Юдин вернулся из-за болезни матери. Три года проработал лоцманом в Таганроге, провел 272 судна без единой посадки на мель или касания грунта. Так он узнал район плавания, а в зимнюю навигацию 2011-2012 годов пришел старпомом на ледокол «Капитан Мошкин» под руководством Юрия Васильевича Мищенко осваивать искусство ледокольной проводки судов.

«Мне казалось наказанием идти на ледокол, потому что в Сахалинском пароходстве, где я раньше работал, суда ходят за границу – в Японию, Австралию, Канаду… Но ледоколы никогда не ходят. Поэтому, если моряк был за что-то наказан, его переводили на ледокол. И когда мне предложили из лоцманов идти на ледокол, я спросил: «За что? Я что-то не то сделал?». А мне говорят: «Дурак, это элита флота!» - со смехом вспоминает Юдин.

«Несмотря на большой морской опыт, ледокольная проводка – это совсем другое дело. Мои девять навигаций – ничто по сравнению с опытом Юрия Васильевича Мищенко и Владимира Геннадьевича Лаврешина (капитана ледокола «Капитан Демидов» - прим. ред.), поэтому я всегда прислушиваюсь к их рекомендациям», - признается капитан ледокола «Капитан Чудинов».

Работа на ледоколе Александру Борисовичу  очень нравится ... свободой творчества. При маневрировании небольшая осадка позволяет при необходимости выйти за створки канала, обойти судно или развернуться. Конечно, свобода сопряжена с высокой степенью ответственности, порой у всех нервы на пределе, но зато потом, когда задача выполнена, приходит моральное удовлетворение.

Обеспечение безопасной ледокольной проводки – заслуга всех членов экипажа. «Ребята проверены зимами, работать никогда не отказываются. У нас очень сплоченный экипаж, работают энтузиасты», - объясняет собеседник «Водного транспорта».

Старший помощник Юрий Иванченко – человек резкий, требовательный, он порядок держит на ледоколе и справляется с большим объемом бумажной работы. Еще один из самых опытных членов экипажа – стармех Михаил Волков: он работал и на «Капитане Демидове», и в ГБУВПиСе (ныне Азово-Донская бассейновая администрация). Но и пошутить умеет, разрядить обстановку.

Второй помощник капитана Денис Московкин только заступил на «Капитана Чудинова», а ранее  много лет был третьим помощников на «Капитане Демидове». Третьим помощником тоже только заступил Александр Герасимович Васильев, который имеет опыт судоводителя на «Каме» и шаландах АБФ ФГУП «Росморпорт».

Второй механик Александр Агафонов работает с 2011 года, был третьим, его повысили. Юрий Драницын был мотористом на «Капитане Демидове», отучился и пришел четвертым механиком на «Капитана Чудинова».С боцманом Алексеем Возненко капитан знаком давно. Он сам его когда-то порекомендовал матросом на «Капитан Мошкин», отработал с ним навигацию 2010-2011 годов и после приемки ледокола забрал с собой.

К матросам-рулевым у Юдина особые требования. «Зачастую стоит караван, и мы проходим на большой скорости вдоль борта какого-то парохода на расстоянии 40-60 см, окалываем лед. В этот момент очень многое зависит от внимательности и сообразительности рулевого. Он должен и команды выполнять мои, и смотреть на перспективу. Своих ребят я очень тщательно подбираю», - поясняет Александр Борисович. В этой ответственной должности на «Капитане Чудинове» трудятся Роман Королев и Владимир Кравцов.

Доволен капитан и старшим электромехаником Владимиром Шестаковым, который перешел с «Капитана Мошкина», и вторым электромехаником Евгением Басовым. Не первый год на борту «Капитана Чудинова» трудятся мотористы Денис Каштелян и Александр Державский. 

Планы на предстоящий сезон у экипажа «Капитана Чудинова» предсказуемые – обеспечить безопасную проводку судов и поддержание круглогодичной навигации в российских морских портах Азовского моря. «Как говорит Сергей Викторович Иванов (заместитель директора по эксплуатации АБФ ФГУП «Росморпорт» - прим. ред.), погода - в руках Всевышнего. А я могу сказать одно: какая бы ни была навигация, я знаю, что ледоколы справятся!» - уверен Александр Юдин. 


Печатное издание