22.03.2012 12:15

За кадрами

Автор: Елена Ткачева

Кадровый вопрос остро стоит сегодня практически во всех судоходных компаниях. О том, как крюинговые агентства способствуют решению проблемы, какие меры принимают сами шиппинговые компании и что предлагает профсоюз моряков, рассказывает «Российское судоходство».


Цифры и факты


По оценкам аналитиков, текущая потребность в командном составе на мировом флоте составляет от 20 до 30%. При этом, согласно официальной статистике, только 63% выпускников флотских вузов остаются работать на флоте, остальные находят работу на берегу. «По данным международной морской организации избыток рядового состава на мировом флоте составляет 250 тысяч человек, но существует большой дефицит квалифицированного командного состава», - отметил основатель крюингового агентства «Версаль-2 Лтд.» (г. Ростов-на-Дону) Юрий Малихов.

Наиболее остро ощущается потребность в следующих должностях командного состава: квалифицированные старшие помощники капитана, старшие механики и вторые механики, - отметили в крюинговой компании «Семь футов» (г. Таганрог). Ее директор Алексей Колотило выделяет несколько причин такого дефицита: «Во-первых, это недостаток подготовленных специалистов, так как часть моряков оставляет работу на флоте и трудоустраивается на берегу, что связано с падением престижа профессии. Для работающих же моряков камнем преткновения становятся слабое знание английского языка и недостаток навыков работы с современными судовыми системами и механизмами. Кроме того, сейчас идет интенсивное обновление флота, и спрос на опытных моряков превышает предложение».

«На судах, имеющих класс автоматизации А1 (без вахты в машинном отделении) состав экипажа обычно сокращен, и задачи по обслуживанию различных механизмов и оборудования приходится решать без электромеханика, без четвертого, а зачастую и третьего механика, - объясняет дефицит старших и вторых механиков заместитель гендиректора ЗАО «Марлоу Навигейшн Россия» (г. Ростов-на-Дону) Виктор Рыжих. -  Естественно, это тяжело физически и часто психологически. Представьте себе старшего механика, который много лет работал на судах с полной машинной командой и фактически исполнял функции администратора. Попав в непривычные для него условия работы, такой человек будет испытывать сильный стресс и естественное желание от него избавиться».

В крюинговой компании «Марлоу Навигейшн Россия» отметили наличие некоторых сложностей с клиентами-судовладельцами, которые предпочитают нанимать команду с предыдущим аналогичным опытом работы. «Подход в целом верный, и мы полностью поддерживаем его по ключевым (капитан, грузовой помощник, старший и второй механики) или специфическим позициям (палубная команда на судне, оборудованном кранами для подъема тяжеловесных грузов), - пояснил  Рыжих. - Но для младших офицеров опыт работы на каком-то конкретном типе судна абсолютно не важен, поскольку они исполняют одни и те же обязанности на любом судне. Вот мы и пытаемся разорвать этот замкнутый круг: чтобы попасть на судно определенного типа – нужен опыт работы на таких судах, а чтобы получить этот опыт – нужно поработать на этом судне».

 

Учение - свет


Как отметили эксперты, нехватка знания английского языка и современного судового оборудования зачастую становится основным препятствием для трудоустройства моряков. Поэтому крюинговые агентства занимаются организацией различных курсов обучения.

«Мы обеспечиваем обучение и совершенствование навыков моряков в случае необходимости, которая может возникнуть как во время рейса, так и перед отправкой на контракт в соответствии с корпоративной политикой Marlow Navigation», - отметил Виктор Рыжих. В частности, все морские специалисты проходят индивидуальные и коллективные инструктажи и подготовку, охватывающую все аспекты морской практики. «Это помогает поддерживать высокие стандарты профессионализма и таким образом способствуют принятию точных решений, нацеленных на соответствие уровню требований наших клиентов», - добавил собеседник «Водного транспорта».

Крюинговая компания «Семь футов» оказывает содействие в области повышения знаний английского языка. По словам Алексея Колотило, на базе агентства проходят курсы английского языка для моряков, которые ведут профессиональные преподаватели.

«Для подготовки и переподготовки моряков, освоения ими современной тренажерной техники компания «Версаль-2 Лтд.» имеет ряд договоренностей с учебными заведениями региона: с Ростовским филиалом МГАВТ, РМУ им. Седова, УТЦ «Вега» и другими», - сообщил Юрий Малихов.

 

Плата за труд


«Уровень заработной платы зависит от работодателя и, конечно же, от типов судов, которые он эксплуатирует, - отметил директор ООО «Семь футов» Алексей Колотило. – Так как наша компания сотрудничает с рынком работодателей как морских судов (контейнеровозы, сухогрузы, лесовозы, Ро-Ро и другие), так и судов типа «река-море», уровень зарплат сильно отличается».

По словам заместителя генерального директора ЗАО «Марлоу Навигейшн Россия» Виктора Рыжих, на сухогрузном флоте зарплата в среднем составляет: от $1000 до $1700 - для рядового состава, от $2900 до $4000 – для младших офицеров и от $6000 до $9000 – для старших офицеров.

Динамику роста зарплаты эксперты приводят разную. «По сравнению с 2008 годом зарплаты для разных должностей выросли на 3-7%», - сообщил Рыжих. По данным директора «Семи футов», размер заработной платы, напротив, в среднем снизился на 10-15%.

Спикеры единодушны в пессимистическом прогнозе относительно дальнейшей динамики. «Перспектив глобального роста пока не наблюдается, все будет зависеть от роста мировой экономики и востребованности российских специалистов на международном рынке труда. В любом случае работодатели стараются идти по пути экономии, в том числе, по статье заработной платы», - подчеркнул Колотило. Виктор Рыжих отметил, что очередной рост можно ожидать лишь после окончания нынешней волны кризиса.

 

Украина - конкурент?


Региональные судоходные компании порой обращаются к украинским крюингам, однако местные агентства не испытывают беспокойства по этому поводу. «Конкуренция с украинскими агентствами существует, но больших сложностей в этом вопросе нет,  так как российские крюинги трудоустраивают российских моряков, в украинские – украинских», - пояснил директор ООО «Семь футов». По его словам, наиболее заметна конкуренция на флоте «река-море» плавания в отношении должностей младшего комсостава (второй помощник капитана, третий механик, электромеханик) и рядового состава. «Это связано с тем, что украинские моряки на указанных должностях согласны работать за зарплаты на 15-20% ниже, чем российские моряки, и соответственно иностранные работодатели отдают им предпочтение при найме, - пояснил Алексей Колотило. - Если же говорить об истоках становления крюинговых компаний, то конечно же у Украины существовало некоторое конкурентное преимущество,  так как до распада СССР основные крупные морские порты Черного и Азовского морей были на территории Украины (Юный, Одесса, Ильичевск, Херсон, Николаев, Мариуполь и др.)».

Председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков г. Таганрога РПСМ Леонид Глушак объясняет высокий спрос на украинских моряков изменениями в украинском законодательстве: «После введения обязательного дипломирования для моряков, флот на Украине встал, и украинцы переходят работать на суда других государств, в том числе в российский шиппинговые компании».


Сам себе крюинг


Альтернативой взаимодействия с крюинговыми агентствами может быть создание собственной крюинговой службы внутри судоходной компании. Именно такой путь выбрала группа компаний «Палмали», создав подразделение с отдельным сайтом Palmali Crewing. Крюинговые агентства «Палмали» основаны в трех городах России: Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новороссийске.

Согласно сайту компании, приоритетным направлением деятельности «Палмали» Ростов-на-Дону является кадровый менеджмент. Компания осуществляет набор квалифицированных работников плавсостава, имеющих соответствующий уровень подготовки и пакет рабочих документов для работы на танкерном флоте. Особый интерес Компания проявляет к специалистам, имеющим опыт работы на внутренних водных путях (ВВП) при наличии полного пакета речных и морских документов.

Основное направление деятельности новороссийского офиса «Палмали» - комплектование экипажей на суда компании Палмали дедвейтом 105 - 169 тыс. тонн, а также на оффшорный флот, который базируется на северном шельфе Каспийского моря.

Примечательно, что «Палмали Санкт-Петербург» в настоящее время помимо ведения крюинга судов, принадлежащих непосредственно «Палмали», оказывает так же услуги по комплектованию экипажей для нескольких иностранных судоходных компаний, оперирующих преимущественно танкерным флотом. В частности, подразделение сотрудничает с ADMIBROS Shipmanagement Ltd. (Кипр) и Reederei 'NORD' Klaus E. Oldendorff Ltd (Германия).


Социальное партнерство


«Полагаться на то, что кто-то найдет квалифицированных специалистов в необходимом количестве, не стоит. Поэтому правильнее растить собственные кадры», - считает директор по персоналу ОАО «Донречфлот» (входит в «Азово-Донское пароходство») Вячеслав Широбоков. Кадровые службы судоходных компаний АДП ведут плотную работу с учебными заведениями: заключены договоры с Ростовским-на-Дону колледжем водного транспорта, морским институтом им. Г. Я. Седова, Ростовским филиалом Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), Волгоградской морской школой ДОСААФ России.

Специальная целевая программа разработана для курсантов Ростовского филиала ФГОУ ВПО «МГАВТ». Судоходная компания заключает с курсантами индивидуальные договоры. «Донречфлот» берет на себя обязательства по обеспечению практики для начинающих специалистов, а также выплачивает ему стипендию, даже во время службы в армии. Студент филиала МГАВТ в свою очередь обязуется отработать на судах компании после окончания обучения не менее трех лет. При необходимости компания оплачивает также дополнительную тренажерную подготовку и готова участвовать в получении выпускниками высшего профессионального образования по профилю специальности.


Поднять престиж


Падение престижа профессии моряка – один из факторов дефицита квалифицированных флотских кадров. «Глубинная причина нехватки кадров – это падение престижа профессии. Нивелирована романтика, которая была связана с возможностью  путешествовать по стране и по миру, - отметил Вячеслав Широбоков. – Раньше многие делали выбор в пользу флота после прочтения произведений вроде «Морского волка» Джека Лондона или «Алых парусов» Грина. Сегодня у молодежи другие ценности».

Председатель Совета Азово-Донской региональной организации Российского профессионального союза моряков Игорь Стахов в числе приоритетных мер для роста привлекательности профессии моряка назвал пополнение флота новыми современными судами, достойную оплату труда моряков и обязательное заключение коллективных трудовых договоров, обеспечивающих правовую и социальную защиту моряков. «Кроме того, необходимо повысить качество образования моряков, которое в последние десятилетия имеет тенденцию к снижению по всей стране, – добавил Стахов. – В образование следует включить обязательное углубленное изучение иностранного языка, что позволит будущим морякам достойно трудоустроиться на суда иностранных компаний».

Председатель профкома первичной профсоюзной организация моряков города Таганрога РПСМ Леонид Глушак согласен с коллегой в том, что обновление российского флота, повышение зарплаты морякам и выплаты без задержек должны благотворно повлиять на имидж морской профессии.

Казалось бы, дефицит квалифицированных флотских кадров командного состава – внутренняя проблема судоходных компаний. Однако и в России, и во всем мире практика показывает, что от грамотного управления судами зависит безопасность мореплавания, сохранность грузов, жизней и здоровья людей. Шиппинговые и крюинговые компании совместно и по отдельности ищут решения проблемы нехватки кадров. Но по-настоящему переломить ситуацию помогут лишь комплексные меры со стороны государства, направленные на повышение престижности морской профессии.

Печатное издание