Автор: Елена Ткачева
Судоходная компания «Донречфлот» (ДРФ, входит в «Азово-Донское пароходство») готовится к речной навигации 2012 г. О планах, новых направлениях грузоперевозок, а также о перспективах работы флота в случае маловодья на Нижнем Дону корреспонденту «Водного транспорта» рассказал генеральный директор ДРФ Василий Филиппович.
- Каким будет флот ОАО «Донречфлот» в речную навигацию 2012 года?
- У нас будет работать 19 баржебуксирных составов и 7 самоходных судов, в том числе 5 «Волго-Донов» и два судна проекта 21-88. Это весь речной флота компании: судов, которые не будут использоваться в навигацию, нет. Общее количество меньше, чем в прошлом году: компания продала две баржи проекта Р-79, которые для пароходства были экономически неэффективны.
На морских перевозках будет работать 21 судно ДРФ, что соответствует аналогичному показателю 2011 года.
- Какой объем ремонтных работ произведен? Каковы затраты на межнавигационный ремонт?
- «Донречфлот» потратил на ремонт своего флота в межнавигационный период 2011-2012 гг. 131 млн рублей, что на 38% превышает сумму аналогичных расходов компании в прошлом году. Всего после ремонта в навигацию выйдут 49 судов. Текущий ремонт прошел 31 теплоход, средний – 6 судов, профилактическое докование проведено на 12 судах. Основными базами для межнавигационного ремонта и отстоя были выбраны Аксайский филиал ОАО «Донречфлот», ООО «Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод», «ССРЗ «Мидель», Калачевский филиал ДРФ, ОАО «Дунайсудоремонт» (г. Измаил, Украина) и «Судосервис» (г. Астрахань).
- Будет ли развиваться в этом году направление перевозок контейнеров по ВВП? Какие еще направления получат интенсивное развитие, на ваш взгляд?
- Я думаю, что контейнерные перевозки, если они и появятся, будут носить эпизодический характер, потому что инфраструктура под перевозку контейнеров на реке еще не создана. Развитие контейнерного направления наиболее активно идет в северо-западном регионе России на отрезке «Санкт-Петербург – Москва», а на юге пока нет ни потоков речных контейнерных грузов, ни инфраструктуры под обслуживание этих потоков.
Рассматривая традиционные для пароходства грузы, отмечу, что мы планируем начать перевозки угля по направлению «Ростов – порт Кавказ». Дальнейшее развитие этого направления будет зависеть от эффективности первоначально запущенной линии. В случае если эффективность будет высокой, то направление по перевозке угля по маршруту «Ростов – Кавказ» займет прочную позицию в 2013-2014 годах.
- Можете ли спрогнозировать сегодня объем речных перевозок на 2012 год? Будут ли новые фрахтователи у пароходства?
- Вероятно, объем речных перевозок останется на уровне 2011 года. Сейчас мы рассматриваем вариант направления части флота на работу в северо-западном регионе по перевозкам металла и нерудных материалов. Если это решение будет принято, соответственно появятся новые фрахтователи.
- В случае если ситуация с уровнем воды на Нижнем Дону будет схожей с прошлогодней навигацией, то есть неблагоприятной, как вы планируете решать проблему маловодности? Будете ли эксплуатировать рейдовый перевалочный комплекс для распаузки судов?
- К сожалению, судовладелец никак не может повлиять на уровень воды в реке, соответственно решить проблему маловодности мы не можем. Возможности эксплуатировать рейдовый перевалочный комплекс сегодня активно противодействуют инспектирующие органы, не согласовывая нам места рейдовой перевалки для распаузки судов. Поэтому наша инициатива, которая была бы возможным вариантом решения проблемы с маловодностью, пока находится под очень большим вопросом.
- Каковы перспективы для судоходного бизнеса в период маловодья? Какие убытки несут компании в связи с неполной загрузкой судов?
- Если будет существенный недобор воды в Цимлянском водохранилище, то мы просто большее количество судов переведем в северо-западный регион, где такой проблемы, надеюсь, не будет. Если говорить о том, какие убытки несут судоходные компании, то здесь счет идет на десятки процентов рентабельности.
- Какие меры должны быть приняты государством для стабилизации ситуации с глубинами на Нижнем Дону?
- В качестве оперативных мер должна быть проведена модернизация водозаборных узлов на Нижнем Дону с целью их очистки и углубления, что позволит перейти в зимний период на меньший межнавигационный сброс. Таким образом, в зимний период появится возможность накапливать воду в Цимлянском водохранилище. В настоящее при мощности 250 куб. м в секунду сброс воды идет с той же скоростью, хотя для реального потребления достаточно 150 куб. м в секунду.
Решить проблему глобально позволит строительство плотины в районе станицы Багаевской, это сможет довести глубины в нашем регионе до уровня 4 м.
- Есть ли в компании суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (РМРС)? Новый 305-ФЗ дал ощутимые преимущества для вашей компании?
- Да, у нас 21 судно подпадает под действие ФЗ-305 «О мерах по поддержке российского судоходства и судостроения». Эти суда и так были зарегистрированы во РМРС, то есть принятие федерального закона конкретно на эти суда никак не повлияло, мы всеми льготами пользовались. Но, с другой стороны, мы сейчас начали анализировать возможность строительства судов для реки именно с точки зрения использования нового закона. Сейчас проект находится на этапе оценки экономической эффективности и предварительного проектирования.
- Как влияет маловодье на строительство нового флота?
- Маловодье влияет только на речные перевозки, соответственно, мы проектируем сейчас суда именно с учетом маловодья, таким образом, чтобы суда были предельно эффективны именно на малой осадке, в пределах 3-3,2 м.
- Введено ли в пароходстве страхование ответственности судовладельца?
- Все морские суда и суда смешанного «река-море» плавания застрахованы по ответственности перед третьими лицами. Также весь флот компании застрахован по КАСКО.
- Разработана ли компанией Система управления безопасностью (СУБ)?
- Да, она разработана как для морских, так и для речных судов. Причем внедрение СУБ на речных судах обязательным требованием пока не является, это было сделано нами по собственной инициативе, чтобы контролировать вопросы безопасности плавания на реке.
- Какое количество новых членов экипажей придет в этом году на суда пароходства?
- Постоянный плавсостав обновляется каждый год примерно на 20%, это около 100 человек, но связано это преимущественно с рядовыми специальностями. Если говорить о комсоставе, то там текучесть намного ниже. Основной плавсостав привлечен нами из Ростовской области, далее в порядке убывания количества – это Волгоградская, Нижегородская и Астраханская области.
- Сколько человек и где прошло переподготовку в зимний период и повысило свою квалификацию?
- Прошло переподготовку и повысило свою квалификацию в зимний период 114 человек на базе всех существующих отраслевых учебных заведений Ростова-на-Дону (Ростовский филиал МГАВТ, УТЦ «Вега», филиал Новороссийской морской академии и др.).