Автор: Егор Гладышев, начальник отдела по связям с общественностью Волжского государственного университета водного транспорта. Фото Ангелины Спицыной
Ученые Волжского государственного университета водного транспорта приняли участие в обсуждении актуальных проблем XXI-го международного научно-промышленного форума «Великие реки».
Новый арт-объект «Слияние» - два знаковых автомобиля советской эпохи «Волга» и «Ока» - в потоке пластиковых отходов - стал пугающей иллюстрацией представления широкой общественности о проблемах великих рек. Безусловно, волонтерские проекты и очистка рек от мусора и отходов являются делом важным и нужным, но в глубину проблем Волги захотели посмотреть не все.
Отраслевой вектор задало на открытии форума приветственное письмо и.о. руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко, которое зачитал ректор ведущего транспортного вуза Поволжья: «Уверен, что выработанные предложения будут способствовать успешному решению существующих проблем развития кадрового потенциала отрасли, рационального и бережного использования богатейших ресурсов бассейнов великих рек, а также промышленному росту регионов с развитой сетью внутренних водных путей».
«Трудности в обеспечении судоходства, кадровый голод на предприятиях судостроительной и судоремонтной промышленности, старение флота и портов, отсутствие необходимых образовательных стандартов, и самый главный узел противоречий – Нижегородский низконапорный гидроузел, вокруг которого в последнее время сломано немало копий, - эти проблемы имеют не меньшее значение для жизни реки, чем экологические», - отметил затем на открытии секции «Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек» ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев.
Под патронажем Минэкологии Нижегородской области состоялся круглый стол по проблемам судоходства на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Позиция ученых ВГУВТ была представлена в докладе заведующего кафедры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, доктора технических наук Александра Ситнова. Он отметил, что аспекты влияния просадки уровней являются основными при рассмотрении вопроса выбора рационального варианта решения проблемы судоходства на лимитирующем участке Городец – Нижний Новгород.
«В существующих условиях эксплуатации водоподпорных сооружений Нижегородского гидроузла режим их работы близок к критическому, а предлагаемое строительство третьей нитки усугубит ситуацию, - рассказал Александр Николаевич. - При эксплуатации третьей нитки шлюза напор на гидросооружения превышает максимально допустимый (17,5м) с возможной потерей устойчивости бетонных и земляных сооружений гидроузла и катастрофическими последствиями для нижнего бьефа. Поэтому строительство третьей нитки не решает проблему судоходства и является опасным для сооружений Нижегородской ГЭС».
О значении транспортного узла в развитии коридоров Евразийского союза докладывал член экспертного совета Росморречфлота, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ Александр Лисин: «Транспортный коридор Север-Юг по своему потенциалу сравним с Северным морским путем, и имеет одно «узкое» место, нарушающее ритмичность перевозок. О какой привлекательности речного транспорта, о какой ориентации промышленности на порты можно говорить, если транспортная система нестабильна и зависит от уровня воды на Городецком шлюзе. За разговорами о воздействии на окружающую среду мы не обращаем внимания на речную отрасль, загнанную на мелководье. А река была и вновь должна стать основой благополучия города, области и региона».
В настоящее время производится корректировка проекта с учетом замечаний, высказанных ранее на публичных слушаниях. Одновременно дорабатываются и материалы по оценке воздействия гидроузла на окружающую среду. После чего проект вновь представят на суд научной общественности.
На следующий день работа отраслевой научной мысли продолжилась в рамках круглого стола «Кадровый потенциал предприятий судостроительного и судоремонтного сектора». Проект реализации отраслевого межвузовского взаимодействия в области машиноремонта представили проректоры по научной работе Андрей Корнев (ВГУВТ) и Борис Палагушкин (СГУВТ) предполагает совместную работу двух вузов в области промышленного применения технологии воздушно-плазменного напыления. Изготовителем уникальной установки выступает Сибирский университет, а ее промышленным внедрением займутся представители Волжского университета.
В докладе докторов технических наук Евгения Роннова и Евгения Бурмистрова были затронуты проблемы кораблестроительного образования, которыми отчасти обусловлен дефицит кадров в отрасли. В их обсуждение активно включился заместитель начальника административного управления Росморречфлота Александр Назаров, напомнив, что самим вузам нужно участвовать в написании профессиональных стандартов, от которых идет потом формирование стандартов образовательных.
Тема подготовки кадров продолжилась на следующий день внутри вуза на круглых столах «Разработка новых стандартов и введение новых специальностей в отраслевых вузах» и «Производительность труда на транспорте». Их участники отметили, что ситуация в транспортном образовании должна идти в ногу с тенденциями экономики: цифровизацией, подготовкой специалистов на стыке традиционных отраслей. Напомним, что к 2020-2021 учебном году Волжский университет планирует открыть новые специальности по экономической, информационной, транспортной безопасности, ремонту судовых машин, механизмов и систем, а также экономике водного транспорта и управлению качеством.
В специализированных выставках форума «Великие реки-2019» приняли участие более 90 предприятий и организаций из 28 субъектов РФ и 12 стран. B рамках конгресса было представлено свыше 600 докладов от представителей более 200 российских и зарубежных предприятий и организаций. Волжский государственный университет водного транспорта традиционно является активным участником форума и отвечает за формирование секции «Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек» на пленарном заседании.