19.10.2011 14:59

«Не все реформы, проводимые Минобразования, нам подходят»

Автор: Президент ГМА им. адм. С. О. Макарова Иван Костылев

ПОДГОТОВКА КАДРОВ  ДЛЯ ФЛОТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



Кадры для любой отрасли – важный  фактор, но в последнее время в транспортной отрасли о нем говорят как о ключевом. Качество подготовки специалистов определяется двумя критериями, которые я обозначаю как профессионализм и дисциплина. Нет необходимости приводить примеры чрезвычайных ситуаций как следствие разгильдяйства. Высокий профессиональный уровень не спасет от беды при халатном отношении к обязанностям.

В системе морского образования всегда поддерживалась хорошая дисциплина, но уровень знаний только по итогам экзаменационных сессий оценить окончательно нельзя. Здесь важно получить оценку в условиях практического применения навыков и знаний. Именно поэтому нам хотелось бы возродить тесную связь с судовладельцами, чтобы узнавать мнение судовых специалистов о работе практикантов. К сожалению, журнал практической подготовки не дает всей необходимой информации об этом. Нам представляется, что судовые офицеры должны стать нашими  коллегами в воспитании будущих моряков.

Когда мы говорим о связи с работодателем, то здесь много  возможностей. Конечно, это, прежде всего, организация практики. Пользуясь площадкой интернет-портала «Российское судоходство», хочу обратиться в очередной раз к судовладельцам – давайте не будем экономить на практикантах.

Еще одна проблема подготовки кадров связана с демографической ситуацией, которую можно назвать «перевернутой пирамидой».

Итоги набора в российские вузы в 2011 году показали, что более ста высших учебных заведений не смогли выполнить госзаказ по приему. Министр образования А. Фурсенко в числе проблемных отраслей назвал и транспорт. Правда, по нашим данным, в отраслевых вузах, связанных с водным транспортом, при наборе студентов количественных провалов нет, а качество подготовки принимаемых студентов находится в пределах среднего показателя по России. Проходной уровень ЕГЭ по ВПО составил 177-206, а на экономические специальности 211. Конкурс по поданным заявлениям от 2 человек на место (на плавспециальности), до 5,5 на юриспруденцию.

Напомню, что в 2010 и начале 2011 года было много дискуссий на разных уровнях о проблемах инженерной школы в стране. Сегодня технические вузы имеют сравнительно низкий конкурс, но это результат не только снижения интереса к инженерным специальностям.  Введение ЕГЭ показало, что всего лишь около 15% выпускников школ сдают выпускной экзамен по физике. Этот предмет сегодня просто не является в школе приоритетом. Однако, по существующему положению, только сдавшие физику могут поступать в технические вузы. База наших абитуриентов  сокращается еще в школьных стенах.

Выход видится в создании системы, в которой участвуют вузы, школы и предприятия. Работа должна проводиться не только со старшими классами в рамках профориентации, а гораздо раньше – надо вовлекать ребят в творческие кружки и секции. Так поступают во многих университетах Европы.

Демографические проблемы характерны для всех развитых стран, и кризис кадрового обеспечения только усиливается. Социологи делали прогноз, что к 2015 году мы будем выходить из демографической ямы. Однако организация Oxford Economics в апреле 2011 года опубликовала доклад, где Россия поставлена на первое место среди 25 стран с самым сильным сокращением рабочей силы в ближайшие 20 лет. Исследователи считают, что к 2030 году в России численность трудоспособного населения сократится на 17 миллионов человек. Об этой же тенденции говорил и секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на выездном совещании в Дальневосточном федеральном округе. Что из этого следует? Понятно, что в случае необходимости всегда можно пригласить на работу из другого региона врача, педагога или другого берегового специалиста, дав ему определенные стимулы, но с моряками это не получится.

Мировой флот сегодня получает кадровую подпитку из Юго-Восточной Азии. Да, на Филиппинах более 200 учебных заведений, но только три государственных, заслуживающих внимания судовладельцев. Уместно отметить, что, например,  Ассоциация норвежских судовладельцев, работая с Филиппинами, уже выразила  свое  разочарование.

Стандарты XXI века должны учитывать и новые конвенционные условия. Уверен, что всем известны основные поправки, внесенные в конвенцию ПДНВ в июне 2010 года на Манильской конференции. К сожалению, на наш взгляд, далеко не все, что предлагалось морским сообществом в течение 2008-2010 годов, нашло в них отражение, но то, что принято, тоже требует дополнительного внимания.

Проблемы защиты окружающей среды от загрязнения становятся все более острыми, и уже сегодня надо готовить судовой персонал к выполнению требований конвенции 2004 года о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими. По нашей информации, ее подписали уже 28 государств из 30 требуемых.

В Академии имени Макарова уже вводятся в учебные программы изменения по конвекционным поправкам и новым конвенциям. Однако мы не можем выбрасывать что-то из ранее изучавшегося. Мы не хотим уподобляться школьным стандартам, где стали физкультурой заниматься активнее, а математику наверстывают факультативно и иногда за дополнительную плату.

Из этого следует, что действующий персонал судоходных компаний, плавсостав должны получать информацию о нововведениях на курсах повышения квалификации.

Если вернуться к конвенции ПДНВ, то в Манильских поправках есть Правило 1/14 главы 1 «Ответственность компаний», предусматривающее прохождение курсов повышения квалификации. Говоря о манильских поправках, следует отметить, что в ходе конференции был подписан Меморандум взаимопонимания по созданию Глобального (Всемирного) центра учебных судов.

Следует отметить, что отраслевые вузы испытывают нехватку преподавателей на кафедрах. Мы имели и имеем сегодня ещё неплохой уровень педагогов, но очень хотелось бы видеть на кафедрах пополнение из числа моряков. Неоднократные предложения Министерству образования ввести специальные коэффициенты, приравнивающие зарплату практиков высокого уровня к зарплате доцентов и профессоров с учеными степенями, пока бесплодны. Надо, вероятно, делать ставку на понимание бизнеса, введение грантов для молодых педагогов и профессионалов с флота, пришедших на  преподавательскую работу.
 
Реформы образования, по моим наблюдениям, идут уже лет двадцать и конца им не видно. В последние годы нас усиленно выдавливают из специалитета в бакалавриат. Хочу напомнить, что даже Президент России Д. А. Медведев, выступая в марте  текущего года на совещании в Мытищах, заметил, что переход к системе бакалавриат-магистратура не дал ожидаемых результатов. Для плавательных специальностей мы сохранили специалитет, но этого мало. Ранняя профориентация, формирование преподавательского состава, совершенствование материальной базы, практическая подготовка – все это надо реализовывать в отрасли, т. к. не все реформы, проводимые  Министерством образования,  нам подходят. Морская доктрина, концепция судоходной политики как руководящие документы определяют вектор наших действий, а для изложения конкретных мер было бы полезно разработать концепцию морского образования. Это предложение обсуждалось на секции по морскому образованию Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга 14 сентября 2011 года.

Уверен, что всем известна работа по объединению российских вузов, и мы тоже к этому идем. Ближайшая перспектива – объединение ГМА и СГУВК, за чем должно последовать создание Национального морского университета. В этом мы видим путь к оптимизации системы морского образования. Мы хотели бы видеть будущий Университет как единый комплекс научных, образовательных и производственных структур.

Печатное издание