22.11.2016 17:22

Барк «Крузенштерн» отметил 90-летие со дня спуска на воду

Автор: По материалам пресс-службы Росрыболовства

В Светлогорске (Калининградская область) на сцене «Янтарь холла» 17 ноября  2016 года отметили 90-летний юбилей спуска на воду учебного парусного судна Федерального агентства по рыболовству «Крузенштерн».


На мероприятии собрались не только члены нынешнего и прошлых экипажей легендарного судна, но и те, чья жизнь так или иначе связана с парусником. Это преподаватели Калининградского государственного технического университета и Балтийской академии рыбопромыслового флота, работники доков, где судно поддерживается в надлежащем состоянии, меценаты, фотохудожники-маринисты, журналисты и многие другие.

Торжественную церемонию юбилейного торжества открыли видеопоздравлением заместителя Министра сельского хозяйства РФ – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова.

«Сегодня, в этот праздничный день, мне хотелось бы отдать дань уважения тем людям, чей труд порой не так заметен стороннему зрителю. Тех, кто своим талантом, преданностью морскому делу и традициям сделал сегодняшний праздник возможным, - сказал глава Росрыболовства. – Капитаны, помощники, боцманы, парусные мастера, штурманы, преподаватели, члены экипажей «Крузенштерна» – все вы, без преувеличения, истинные профессионалы своего дела, специалисты высочайшего класса».

Илья Шестаков поблагодарил собравшихся за слаженную работу, преданность и беззаветное служение однажды выбранному делу, а также выразил уверенность, что 90 лет «Крузенштерна» – это не возраст. «Пусть красавец барк, символ нашей отрасли, напрямую связанной с морем, как и прежде, побуждает мальчишек становиться моряками, рыбаками, капитанами, профессионалами своего дела», - сказал глава Росрыболовства.

Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон отметил, что в этот день ему вновь хочется быть просто практикантом знаменитого парусника. «Крузенштерн» – это визитная карточка Российской Федерации. Интерес к судну всегда неразрывно связан с неподдельным интересом к России, ее народам и их культуре. Всегда практиканты барка испытывали гордость за наш флаг, наш флот, нашу историю. А представлять Россию в самых разных точках мирового океана – особая привилегия, которую курсанты Росрыболовства сохраняют на всю жизнь», – сказал Владимир Волкогон.

Отметим, также среди известных практикантов «Крузенштерна» -  президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, который в курсантские годы дважды пересек Атлантику под парусами барка.



Справка:

Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» является самым большим парусным судном в мире, после Royal Clipper. Его история началась в 1926 году, когда на верфи «Иоганн Текленборг» в Геестьюнде парусник был спущен на воду под названием Padua.

Padua принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потоси» (Potosi), «Пруссия» (Preußen). Это серия судов была построена гамбургской пароходной компанией «Ф. Лайеш» (F. Laeisz). Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на линии Европа — Чили, которую моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летучий П-Лайнер»).

В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Крузенштерн». («Пассат», «Померания» и «Пекин» сохранены в качестве кораблей-музеев).

«Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.

После окончания Второй мировой войны парусник по решению Потсдамской конференции был передан СССР. В январе 1946 года, на паруснике был поднят советский флаг и он получил новое имя барк «Крузенштерн».

В  1991 году легендарное четырёхмачтовое учебное парусное судно «Крузенштерн» было передано от производственного объединения «Эстрыбпром» (Таллин) Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), позже переименованному в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота.

Сегодня барк «Крузенштерн» используется в учебных целях. Судно регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).

4 ноября 2015 года барк «Крузенштерн», зайдя в Санкт-Петербург, завершил историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. За время экспедиции барк посетил 11 стран и преодолел 29 тысяч морских миль. Большую часть этого пути «Крузенштерн» прошел, курсируя между Арктикой и Ближним Востоком.

Печатное издание