Автор: Маргарита Бабкова
Стратегический вуз для судостроительной отрасли России – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ, «Корабелка») совершенствует систему подготовки кадров на основе кардинального укрепления связей с судостроительной промышленностью. Крупнейшие судостроительные компании оказывают вузу поддержку, а также предлагают свои способы привлечения в отрасль квалифицированных кадров.
Сотрудничество с ОСК
И.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов рассказал о создании в вузе наблюдательного совета во главе с президентом АО «ОСК» («Объединенная судостроительная корпорация») Алексеем Рахмановым. При этом «ОСК» сотрудничает со 140 учебными заведениями, но основным и опорным вузом для нее является СПбГМТУ, отметил директор департамента управления персоналом «ОСК» Эдуард Бобрицкий.
«Существует много направлений, по которым мы совместно с университетом ведем серьезную, эффективную работу. Она включает в себя целевую подготовку студентов, которые по окончании вузов приходят на предприятия и в конструкторские бюро. На настоящий момент по целевым программам учатся более 150 человек, обучение которых, в том числе, софинансируется предприятиями и конструкторскими бюро», - рассказал представитель ОСК.
По его словам, корпорация и вуз сотрудничают по направлению переподготовки и повышения квалификации кадров.
«Был создан совместный отраслевой центр переподготовки и повышения квалификации, через который мы помогаем руководителям и специалистам приобретать дополнительные знания и компетенции, знакомиться с новыми российскими и зарубежными наработками, - отметил Эдуард Бобрицкий. – Мы год от года работаем совместно с университетом, чтобы потребности промышленности отражались в тех программах обучения, которые на сегодняшний день предлагаются студентам».
Базовые кафедры на предприятиях
Помимо этого, в последние годы вуз активно развивает систему базовых кафедр на ключевых предприятиях судпрома.
Примером такого взаимодействия является открытие в прошлом году базовой кафедры по профилю кораблестроения, вооружения и робототехники в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит».
«Кафедра успешно работала и показала хорошие результаты. Так, был разработан проект «Морская робототехническая платформа для обслуживания месторождений углеводородного сырья под водой и льдом. Проект выдвинут на конкурс лучшего инновационного проекта Санкт-Петербурга», - рассказал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев. При этом он подчеркнул, что кафедры на предприятиях не могут заменить преподавателей, работающих в университете, но могут дополнить базовую подготовку практическими навыками и опытом.
С главой «Малахита» солидарен советник генерального директора Крыловского государственного научного центра (Крыловский ГНЦ) Валерий Половинкин, который считает, что «создание системы базовых кафедр является очень мудрым решением».
По его мнению, система образования в любом вузе всегда несколько инертна и не может конкурировать с передовыми производствами. «Выходом из положения является индивидуальная подготовка конкретного человека под конкретную должность. Но это дорогостоящий процесс и не может быть обеспечен ни одним вузом», - пояснил Валерий Половинкин. Таким образом, базовые кафедры рассматриваются как возможность предоставления предприятием университету самых передовых лабораторных стендов.
Отметим, в настоящее время работают 10 базовых кафедр СПбГМТУ на ведущих судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга, в том числе в ОАО «СПМБМ «Малахит», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ОАО «Концерн «Океанприбор», ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», АО «ЦМКБ «Алмаз», ЗАО «Си Проект» и др.
Институт наставничества
Между тем, на Балтийском заводе базовая кафедра отсутствует. По мнению начальника отдела подбора и развития персонала ООО «Балтийский завод – судостроение» Татьяны Паклинской, базовая кафедра не может решить все вопросы, касающиеся подготовки кадров.
«Поэтому у нас на производстве существует проект, который называется «Приемники знаний». Проект, в который набираются студенты старших курсов, реализуется уже четвертый год», - пояснила Татьяна Паклинская.
Проект позволяет передавать ценные, уникальные знания от старшего поколения молодым специалистам. «Это годичная оплачиваемая стажировка», - уточнила представитель завода.
В рамках проекта студенты четвертых, пятых курсов или магистратуры прикрепляются к наставнику, которому более 50 лет, имеющему опыт работы в отрасли не менее 10 лет (на Балтзаводе стаж работы наставников обычно составляет 30-40 лет). Наставники в течение года по определенной программе передают свои знания молодым специалистам.
Положительные результаты применения такой практики уже ощутимы. «Еще недавно на заводе молодежи было чуть менее 10% от общего состава коллектива, сегодня этот показатель составляет 24%. Старшего поколения (от 50 лет) было 60%, сегодня – около 45%», - такие данные озвучила Татьяна Паклинская.
Отметим, в «СПМБМ «Малахит» и «Концерне «МПО-Гидроприбор» также активно применяется практика института наставничества.
«В «Концерне «МПО-Гидроприбор» в обязательном порядке каждому вновь поступившему специалисту прикрепляется старший наставник для передачи знаний от старшего поколения младшему», - подчеркнул генеральный директор «Концерна «МПО-Гидроприбор» Владимир Патрушев.
В свою очередь президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров отметил, что институт наставничества играет важную роль в выявлении склонностей человека к той или иной работе в зависимости от его способностей. Также он затронул деликатную сторону вопроса наставничества, отметив, что старшее поколение при поступлении молодых сотрудников в коллектив может опасаться сокращения.
«Здесь важно морально стимулировать наставников, например, различного рода конкурсами. Когда твой подопечный победил в конкурсе – это и хорошие премии, и подарки, и поощрения, а также отправка на различные выставки, в том числе зарубежные», - пояснил Владимир Александров.
Более того, по мнению Валерия Половинкина, наставничество не предполагает подготовку только нового специалиста, оно также стимулирует развитие и самого наставника, который вынужден обращаться к науке, к практике и т.д. «Это очень хороший стимул для самого учителя, так как происходит взаимное обогащение. Крыловский ГНЦ не просто приветствует это, а очень организованно это применяет», - подытожил он.
Отметим, что молодые люди по-прежнему стремятся связать свою жизнь с судостроением. Так, «Корабелка» в 2016 году приняла на обучение около 1 тыс. 175 студентов. Как пояснил ректор вуза Евгений Апполонов, университет закрепил прошлогодний успешный результат и даже несколько улучшил его. Учитывая, что подготовка специалистов для судостроения – процесс обоюдный, в который включены как учебные заведения, так и предприятия – заказчики кадров, очевидно, что заданный вектор развития необходимо продолжать и подключать к вопросам подготовки кадров как можно больше отраслевых предприятий. Ведь эксперты уже отмечают положительные результаты активизации такого взаимодействия.
Справка
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне. Процесс модернизации вуза активно развивается. В создании и модернизации учебно-научных лабораторий «Корабелки» участвуют такие компании, как «Роснефть», «Газпром», «Росатом» и «Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор».
Печатное издание