Автор: Наталья Панферова, RATA-news
В Москве прошел первый «Фестиваль круизов», организованный издательским домом «Турбизнес» при поддержке Ростуризма. В его рамках состоялись воркшоп для специалистов, мастер-классы и презентации круизных туроператоров, панельные дискуссии. В фестивале приняли участие свыше 20 круизных компаний, а его гостями в течение дня стали около 400 человек. Как рассказал на пресс-конференции президент Ассоциации круизных операторов Валентин Елисеев, зарубежные круизы разделили судьбу всего выездного рынка, однако спад объемов в этом сегменте не был таким глобальным, как во многих других. «По оценкам нашей ассоциации, падение круизных продаж в 2015 году составило порядка 30-35%. Но с этого года мы наблюдаем значительный рост», – подчеркнул он.
Константин Анисимов, генеральный директор группы компаний «Московское речное пароходство», в которое входит круизный оператор «Мостурфлот», подтвердил эти показатели, добавив, что сокращение турпотока наблюдалось не только среди российских, но также и среди иностранных пассажиров. «В 2015 году 30% судов не участвовали в навигации, в этом году мы планируется задействовать почти весь флот, всего 89-90 теплоходов. Из них 30-32 судна будут перевозить иностранных туристов на линии Москва – Санкт-Петербург – Москва, оставшиеся возьмут на борт россиян или смешанные группы наших и зарубежных туристов», – пояснил г-н Анисимов. Маршруты стартуют из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Перми, именно из этих городов формируется основной турпоток.
В этом году, по оценкам специалистов, проблем, связанных с маловодными участками Волги, как на Городецком гидроузле, не предвидится, все маршруты должны пройти без пересадок. Круизная отрасль очень рассчитывает на сентябрьское заседание Госсовета по развитию российских водных транспортных путей, на котором должно быть принято решение о строительстве двух водонапорных плотин на Городецком участке Волги и Нижнем Дону. «Эти меры должны окончательно решить вопрос единой глубоководной системы на всем ее протяжении», – уточнил Константин Анисимов.
Проблемой он также назвал устаревший флот. Новых судов выпускают крайне мало, чаще теплоходы модернизируют. Остается множество нерешенных вопросов и с речными вокзалами, причальными стенками в крупных городах. Зачастую они принадлежат частным компаниям, которые не вкладывают деньги в их содержание, либо городским структурам, также не располагающим средствами. «Из хороших новостей – восстановление круизов на Оке. В прошлом году Минтранс построил новый гидроузел в районе села Константиново, что позволило восстановить навигацию по Оке от Москвы до Касимова. Думаю, в ближайшие годы мы сможем увеличить число судов на этой реке», – поделился г-н Анисимов.
С этого года «Мостурфлот» предлагает летнюю новинку – теплоход-лоукостер. Такой круиз собирается из разных частей: можно взять проезд без питания или оплатить только завтрак или ужин, выбрать нужные экскурсии. «В круизном сегменте много возвратных туристов. Не всем интересны одни и те же экскурсии, многие хотят иметь свободное время, – считает он. – Мы позволяем клиентам самим сделать выбор».
Заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев дополнил, что в России существующие водные маршруты удачно сочетаются с туристическими предложениями по «Золотому кольцу», «Серебряному ожерелью», малым города страны. «Не забывайте, есть еще круизы по рекам Сибири. А балтийские водные туры можно смело отнести к лучшим в мире. Иностранцы признаются, что именно Санкт-Петербург становится для них основной целью вояжа по Балтике. Растет интерес туристов и к арктическим круизам», – заметил он.
Сергей Корнеев полагает, что этот продукт можно предлагать и нашим, и зарубежным туристам. Например, количество гостей из Китая на тех же балтийских паромах ежегодно увеличивается. Необходимо продвигать круизы по России также на рынках Юго-Восточной Азии. Константин Анисимов уточнил, что в 2015 году азиатских туристов в компании не было, но в этом появились вьетнамцы. Ключевыми потребителями остаются рынки Европы, США и Австралия, с этого года пошел хороший поток из Франции. Американцы и австралийцы забронировали по четыре круиза. На будущий год под австралийцев запросили уже 10 рейсов.
Как рассказала директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова, только в начале апреля россияне стали активно брать майские праздники: «Это ненормальная ситуация, обычно к этому времени мы уже заканчивали формирование праздничных групп». Сейчас продажи круизов идут стабильно, даже чуть лучше, чем год назад». В компании сделали акцент на более высокую ценовую категорию, поэтому потеряли порядка 15% от прошлогоднего числа туристов, но по обороту сохранили прошлогодние показатели.
В круизном доме «МК» последние два месяца чувствуют всплеск продаж морских и речных туров. «За этот период мы на 20% опередили уровень 2014 года. А вот минувший год был плохим, с ним даже не сравниваем. Глубина продаж уменьшилась – раньше бронировали за полгода, а уникальные маршруты и за год. Но сейчас все ждут до последнего, а потом хватают, что осталось, за два месяца до выезда», – сообщила коммерческий директор Екатерина Илюшина. По ее словам, с весны активнее пошли продажи летних круизов по Средиземному морю.