11.03.2016 09:52

Арктика в фокусе внимания

Автор: Павел Степаненко, Маргарита Бабкова

Развитие Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации невозможно без строительства ледокольного флота и формирования соответствующей транспортной системы, адаптированной к экстремальным условиям работы. Также предполагается определение «опорных зон развития» и  отдельного логистического оператора для Севморпути.

Концепция новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», а также вопросы формирования единой транспортной инфраструктуры и обеспечения транспортными средствами Арктической зоны России обсуждались на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики 9 марта 2016 года.

Опорные зоны развития

Основным направлением реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» станет формирование «опорных зон развития», заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин в ходе выездного заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске.

«В новую редакцию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» будет заложен новый подход – создание ряда «опорных зон развития», – отметил Дмитрий Рогозин.

Обновленный подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации крупных инфраструктурных проектов в Арктике, значительно интенсифицировать судоходство по трассам Северного морского пути (СМП), провести системную модернизацию транспортной и иной инфраструктуры, создать объекты обеспечения безопасности и связи в портах, и в итоге оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических субъектов России.

По мнению заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского, необходимо выделить восемь основных «опорных зон» - по одной в каждом арктическом субъекте РФ.

«Проанализировав ситуацию, мы убеждены, что надо применить территориально кластерный принцип, адаптированный к особенностям арктической зоны. Такие особенности Арктики, как  климат и низкая плотность населения соответствуют очаговому освоению территорий. Такой подход обеспечит комплексное социально-экономическое развитие», - пояснил замминистра.

Кроме того, необходимо предусмотреть развитие территорий, состояние которых напрямую зависит от арктической зоны и поддержки центров, которые выпускают продукцию или готовят кадровый потенциал для реализации проектов связанных с развитием Арктики. Одна из важнейших задач - организовать межведомственное взаимодействие для развития опорных зон, для каждой из которых понадобится своя стратегия, подытожил Цыбульский.

Оператор для Севморпути

Ранее, президент России Владимир Путин поручил Минвостокразвития разработать финансово-экономическую модель развития СМП в качестве конкурентоспособного транспортного коридора, в том числе для контейнерных перевозок.

В ходе заседания заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев рассказал: «В ближайшие три месяца необходимо подготовить прогноз доходов и расходов бюджета РФ от СМП и определить оптимальные формы участия государства в его развитии. Предстоит провести оценку существующей экономики перевозок через Суэцкий канал и СМП по выбранным маршрутам для различных грузов до 2030 года».

Также предстоит провести оценку капитальных затрат, связанных с развитием СМП, в том числе  инфраструктуры вдоль маршрута. Планируется разработать финансово-экономические модели основных участников СМП до 2030 года, сказал Качаев.

В свою очередь Дмитрий Рогозин предложил в конце апреля 2016 года провести отдельное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики, посвященное вопросам развития СМП, на котором предстоит определить отдельного логистического оператора для Севморпути.

«В конце апреля мы проведем совещание, посвященное отдельно СМП, и примем решение, кто будет его хозяином.  Администрация СМП пока только фиксирует заявки, поступающие от заказчиков, а нужен логистический оператор, который будет вести диалог и убеждать партнеров в выгодах транспортировки грузов по СМП, который будет постоянно вести мониторинг экономического состояния СМП», - сказал Рогозин.

Директор «Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова» Юрий Сычев прокомментировал предложение Рогозина: «Текущая практика перевозок по СМП показывает, что сложности с координацией действий разных перевозчиков возникают постоянно. Необходимы логистические операторы, которые могли бы координировать и планировать перевозки. Сейчас, даже при незначительном объеме перевозок, судно найти сложно. Также остается нерешенной проблема с тарифами по перевозке грузов по СМП».

Системный подход

Между тем, бесперебойное обеспечение перевозки грузов и пассажиров между пунктами арктической зоны и пунктов за ее пределами является основным принципом проекта концепции развития Арктической транспортной системы, подготовленного Минтрансом Российской Федерации.

«России необходима транспортная структура, адаптированная под экстремальные условия. Основа транспортной системы Арктики – это СМП.  Его развитие - это приоритетная задача», - отметил заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.

Он напомнил, что практически все российские порты арктического бассейна - замерзающие, поэтому нуждаются в ледокольном флоте.

Так, в конце 2016 года ожидается передача заказчику (Росморречфлоту) третьего серийного 16-мегаватного ледокола. Сроки окончания строительства двух крупных дизель-электрических ледоколов (ЛК-25) сдвинуты в связи с существенной девальвацией рубля и иными причинами. Ближайший 25-мегаватный ледокол, который должен был быть построен в 2015 году, будет сдан с задержкой в 2 - 2,5 года.

«Во избежание договорных претензий необходимо решение правительства о продлении срока действия государственных контрактов. Миллиардные штрафные санкции не послужат скорейшему исполнению заказа», - подчеркнул Олерский.

Отметим, что рассмотрение новой госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» будет вынесено на заседание правительства РФ в конце апреля 2016 года. Общий объем средств федерального бюджета на реализацию госпрограммы составляет 262 млрд руб. Минэкономразвитию России необходимо до конца марта завершить ее разработку и согласование со всеми заинтересованными ведомствами.

Печатное издание