08.08.2011 19:13

Эффективность судоходного менеджмента определит СУБ

Автор: Пресс-служба АСК

После трагедии, произошедшей с т/х «Булгария», речной флот подвергся целому ряду проверок. Их результаты показали, уровень надлежащего состояния судов, квалификация экипажа и другие факторы безопасности находятся в прямой зависимости от возможностей и эффективности менеджмента компании-судовладельца. Поэтому Ассоциация судоходных компаний (АСК) настаивает на необходимости введения на речном флоте  системы управления безопасностью (СУБ).

Судоходные компании, имеющие действующую службу технической эксплуатации, кадровую и диспетчерскую службы, капитанов-наставников, обеспечивают более эффективную работу экипажей судов, по сравнению с компаниями, где такие службы отсутствуют.

Каким образом можно стимулировать менеджмент компании-судовладельца выполнять комплекс организационных мер, направленных на безопасность судоходства?

В торговом мореплавании данный вопрос решен на международном конвенционном уровне, когда с принятием главы IX СОЛАС 74 на судовладельцев была возложена обязанность разработать и внедрить систему управления безопасностью - СУБ.

Пришло время разработать и внедрить СУБ на ВВТ.

СУБ является комплексом организационных мероприятий, который включает в себя: документирование всех процессов, связанных с эксплуатацией судна, выявление критических факторов и регламентирование действий экипажа по их устранению, требования к структуре компании,постоянное повышение квалификации членов экипажа, внедрение эффективной связи судна с компанией, введение системы регулярных внутренних проверок и устранения выявленных нарушений.

Введение обязательного СУБ на внутреннем водном транспорте является естественным и потому предсказуемым шагом Минтранса, направленным на снижение уровня аварийности в отрасли. Подавляющее большинство судоходных компаний – членов Ассоциации судоходных компаний положительно относятся к идее введения обязательного требования о наличии СУБ. Наши члены традиционно уделяют значительное внимание безопасности судоходства, подчас добровольно затрачивая значительные средства на дополнительное обучение членов экипажей судов, содержание мощных береговых служб, оснащение судна современными средствами связи и оборудованием. Судоходные компании, не вкладывающие деньги в безопасность, тем самым повышают уровень рентабельности своих перевозок, но при этом также повышают риски аварий.

Таким образом, введение обязательного СУБ выгодно самим судоходным компаниям, но ожидаемыми противниками такой законодательной меры станут аутсайдеры судоходного сообщества – компании, эксплуатирующие субстандартные суда, которые во главу угла ставят извлечение прибыли и не вкладывают достаточных средств в повышение безопасности судоходства.

Безусловно, но здесь стоит отдельно отметить принципиальную позицию АСК о недопустимости создания искусственной монополистической среды в вопросе контроля за соблюдением судовладельцами требований СУБ.

По мнению АСК, круг специализированных организаций, уполномоченных государством осуществлять сертификацию (освидетельствование) СУБ и проверку соблюдения требований сертификации должен быть достаточно узким, чтобы не допускать недобросовестные или некомпетентныеорганизации, но вместе с тем достаточно широким, чтобы создать эффективную конкуренцию среди уполномоченных организаций.

АСК намерена последовательно отстаивать позицию, что полномочиями на разработку СУБ и проведение последующих проверок соответствия могут бытьнаделены, в том числе, саморегулируемые организации (СРО). Надо понимать, что в соответствии с действующим законодательством термин «саморегулирование» подразумевает жесткие требования к структуре и деятельности саморегулируемой организации, предусматривающие создание системы дополнительного обеспечения ответственности членов, установление обязательных стандартов деятельности и создание практически самостоятельного контрольного органа, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдение стандартов. Таким образом, саморегулирование может и должно использоваться как один из механизмов эффективного внедрения СУБ, построенного на уровне лидирующих компаний.

В настоящий момент АСК готовит соответствующие предложения по изменению действующей нормативной базы. Подобный подход, на наш взгляд, наряду с применением необходимых требований безопасности, привнесет серьезный элемент социальной ответственности бизнеса за качество оказываемых услуг.



Печатное издание