Автор: Николай Смирнов
Война, война… Твой страшный почерк
Оставил шрамы да рубцы
От первых дней до майской ночи
Мы были все твои бойцы
Валерий Кравцов
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Вражеские самолеты бомбили речные причалы, уничтожали суда, разрушали мирные города и села. Горе нахлынуло в каждую советскую семью.
С первых дней войны была развернута гигантская организаторская и политическая работа по превращению страны в единый боевой лагерь, перестройке деятельности всех производственных коллективов на военный лад. Призыв «Все для фронта! Все для Победы!» стал боевым девизом всех трудящихся Советского Союза.
Работники речного транспорта, как и все советские люди, встали на защиту Родины, и каждый стремился внести свою долю ответственности за судьбу страны.
Многие речники уже в первые дни войны обратились с просьбой направить их на фронт. Экипаж пассажирского теплохода «Академик Тимирязев» Верхне-Волжского пароходства во главе с капитаном С.А. Напитухиным единодушно заявил о своем желании встать в ряды защитников Родины.
Из 1920 комсомольцев Северо-Западного бассейна до 1 августа 1941 года надели военную форму 900 человек, из них 400 ушли на фронт добровольцами, из состава Средне-Волжского пароходства – 500 человек, завода имени 40-й годовщины Октября – более 400 человек.
Добровольцами ушли на фронт пять братьев Буренковых, работавших бригадирами и грузчиками Горьковского речного порта.
Особенно остро сказалась нехватка кадров на флоте. По предложению Наркома речного флота З.А. Шашкова 7 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил Наркомречфлоту перевести экипажи всех судов, а также работников судоходных гидротехнических сооружений и судоходной обстановки с трехсменной на двухсменную вахту, допустил женщин к работе на должности, на которые в мирное время назначались только мужчины.
В создавшихся условиях кадровая проблема на флоте решалась за счет привлечения женщин, молодежи и пенсионеров. Женщины заменяли на рабочих местах своих мужей, братьев и отцов, быстро осваивая флотские профессии капитана, рулевого, кочегара, бакенщицы.
Капитанами речных судов стали З. Савченко в Нижне-Амурском пароходстве, В. Карагаполова в Нижне-Иртышском параходстве, А.П. Караваева, М.Н. Попова и И.В. Игнатьева в Волжском речном пароходстве и многие другие.
На ряде судов в это трудное время были сформированы семейные экипажи. Так, на пароходе «Ваня-коммунист» работала семья Тумановых: отец Иван Куприянович – механик, его жена Зинаида Ивановна и сын Виктор – кочегары, дочь Валентина – масленщик. На барже «Апшерон» пароходства «Волготанкер» у шкипера С.П. Шурупова работали жена и трое их детей. В первые дни войны пришел подростком, после окончания 8 класса, матросом на теплоход «Уралнефть» Владимир Пермяков – будущий начальник пароходства «Волготанкер».
Вспоминает участник Великой Отечественной войны Александр Петрович Миронов: «После окончания первого курса судоводительского отделения Астраханского речного училища в июне 1941 года нас определили на групповую плавательскую практику на мощный буксирный пароход «Коллективизация», который водил баржи с нефтепродуктами из Астрахани в Горький.
В один из июньских рейсов вверх с гружеными баржами в районе Сызрани мы получили известие, что началась война – фашистская Германия вторглась на территорию Советского Союза, вражеские самолеты начали бомбить наши города и села.
Сначала мы недооценили трагизм всего происходящего, посчитав это за очередное нарушение границы, как это бывало раньше на Дальнем Востоке. Но когда нам стали встречаться пассажирские и грузовые суда с эвакуируемыми, мы поняли, что сильно ошиблись в своих предположениях, страна стоит на пороге тяжелейших испытаний.
Вернувшись после практики и десятидневных каникул в аудитории техникума мы не досчитались и половины группы. Кто-то остался с родителями у родного очага, кого-то призвали в армию, многие ушли работать на флот. У каждого были свои причины, вызванные начавшейся войной. Я столкнулся с серьезными материальными трудностями. Отец и старший брат, которые помогали мне средствами на учебу, были призваны на фронт, и я вынужден был последовать примеру своих сокурсников – пойти работать на флот. Получил в техникуме долгосрочный отпуск, пообещав продолжить учебу после окончания войны.
В кадрах плавсостава мне предложили должность матроса. Оставалось определить название парохода. В этот момент в кабинет зашел штурман парохода «Сократ» Иван Васильевич Вахранов. Пароход стоял на Астраханском рейде готовый отправиться в рейс. Работники кадров предложили Ивану Васильевичу взять меня на должность матроса. И вскоре я предстал перед знаменитым капитаном парохода «Сократ» Вячеславом Михайловичем Дьячковым.
Началась трудная флотская жизнь.
Был конец октября 1941 года. Это время, когда транспортный флот, как правило, подтягивался к постоянному месту своей дислокации, где обеспечивался зимний ремонт и постоянно проживала команда.
Но эта навигация для пароходства «Волготанкер» была первой военной навигацией. Весь транспортный флот работал по вывозу нефтепродуктов из Астрахани по заданию ГКО. Задания были выполнены, все волжские и камские нефтебазы заполнены, но поток нефтепродуктов с Каспия продолжался. И тогда распоряжением СНК СССР перед речниками была поставлена задача подготовить и залить в Астрахани весь тоннаж с расчетом расставить его по Волге как можно ближе к железной дороге.
Пароход «Сократ», с двумя баржами, гружеными в Астрахани дизельным топливом и керосином в количестве 15 тыс. тонн, приближался к железнодорожному мосту в Ульяновске. Ночью подул северный ветер, резко упала температура, на воде появилось «сало», шуга, а затем и лед. По пути стали встречаться составы с баржами, прижатыми льдом к яру или плывущие вместе со льдом без заметного вращения колес.
Многие транспортные суда с деревянными плицами и корпусами просили помощи.
В Ульяновске от начальника пристани капитан парохода «Сократ» получил распоряжение баржи поставить на якоря и следовать к судам, терпящим бедствие во льдах ниже моста. «Сократ» имел подкрепленный корпус, металлические плицы колес, мощный паровой брашпиль, радиостанцию, что в то время было редкостью.
Благодаря мастерству капитана В.М. Дьячкова и всего экипажа, пароходу «Сократ» удалось вывести из ледового плена все суда и завести их в пункты безопасного отстоя.
Однако сам пароход дальше следовать в рейс с баржами уже не мог, так как были повреждены двигатели.
Два месяца я работал на ремонте парохода, а в феврале 1942 года получил повестку из военкомата. Меня, как речника, направили служить в отдел вспомогательных судов Волжской военной флотилии».
Формирование военных флотилий
В день начала войны из Наркомречфлота был отдан приказ капитанам ряда речных судов на Днепре, Припяти, Свири, Неве, Оке: «Немедленно прекратить рейсы и следовать на судоремонтные заводы». В соответствии с мобилизационными планами этим судам через несколько дней предстояло стать канонерскими ледоколами, тральщиками, или сторожевыми кораблями речных военных флотилий.
В ходе боевых действий возникла необходимость в организации на прифронтовых реках и озерах военных флотилий. В их создании важную роль сыграли речники.
Начальник Главного штаба Военно-Морского флота Н.Д. Сергеев пишет: «… в пополнении флотилии кораблями и экипажами значительная роль принадлежит речникам. Речной флот страны в годы войны передал около тысячи судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные суда … команды этих судов, как правило, комплектовались из речников. А капитаны речных судов становились их военными командирами и показывали незаурядные воинские способности, образцы мужества и героизма … ».
Так, лучшие волжские капитаны были командирами канонерских лодок Н.Я. Чистовский – КНЛ «РУДНЕВ», Н.М. Сарбаев - КНЛ «Щорс».
Важную роль в боевых действиях сыграли Волжская, Азовская, Пинская, Днепровская, Ладожская, Онежская, Чудская, Дунайская и Амурская военные флотилии.
Речники Днепровского бассейна на защите Родины
С началом войны резко изменился характер транспортной работы флота Днепровского пароходства. Речники-днепровцы активно включились в осуществление воинских перевозок, эвакуацию населения и оборудования предприятий, в обеспечение переправ.
Многие суда переоборудовались в сторожевые корабли и вместе с экипажами передавались в состав Пинской и Днепровской военных флотилий.
С усилением угрозы захвата гитлеровцами прибрежных районов Днепра ЦК КП(б) Украины и Совнарком УССР 3 июля 1941 года дали указание эвакуировать население, ценное имущество колхозов, совхозов и промышленных предприятий. К 16 августа на левый берег Днепра было переправлено 1746 тыс. голов крупного рогатого скота, лошадей и свиней, 4498 тракторов, 680 комбайнов, 690 колхозных автомашин. Подавляющую часть этого огромного потока домашних животных и техники через Днепр перевозили речные суда.
В ходе военных действий Днепр стал первой крупной водной преградой на пути фашистских захватчиков. Он явился важнейшим рубежом стратегической обороны советских войск западного и юго-западного направлений.
Днепровское пароходство по заданию военного командования с первых дней июля начало создавать переправы для обеспечения коммуникаций частей Красной Армии. В короткие сроки на Среднем и Нижнем Днепре их число достигло 46. Речники сыграли основную роль в переброске войск 9-й, 18-й и других армий при их вынужденном отходе.
Управление военных сообщений Южного фронта, оценивая деятельность речников, отмечало четкую и бесперебойную работу переправ, что позволило всю материальную часть и войсковые соединения прикрытия полностью снять с правого берега и без потерь перебросить на левый.
В то же время порты и пристани Днепра не имели достаточных возможностей для погрузки и выгрузки военной техники. Не было специальных погрузочных площадок, подъездных дорог, не доставало кранов.
Несмотря на трудности, речники, проявляя находчивость, справлялись со своими задачами. Нередко им приходилось работать под артиллерийским обстрелом и налетами вражеской авиации. Так, переправа Борислав – Каховка подвергалась бомбежкам до 15 раз в день. Было потеряно 4 буксира, но речники сумели переправить все войска на левый берег.
Опыт работы днепровского флота в период оборонительных боев 1941 года позволил сделать определенные выводы в деятельности пароходств Наркомречфлота и руководства ими в условиях боевой обстановки. Это, прежде всего, касалось оборудования причалов, организации их работы и обороны переправ, взаимодействия военного командования и руководителей пароходств, восполнения потерь личного состава экипажей судов. Опыт речников-днепровцев в значительной мере был использован в период последующих боев на Дону и Волге.
По законам военного времени
С началом войны характер производственной деятельности судоремонтных предприятий резко изменился. Коллективы заводов успешно и в короткие сроки осваивали оборонные заказы.
Объемы производства оборонной продукции потребовали расширения производственных площадей некоторых предприятий отрасли. Осенью 1941 года оперативно были построены новые цеха на судоремонтных заводах имени Куйбышева на средней Волге, памяти Дзержинского в Перми, Чистопольском и ряде других предприятий.
На предприятиях не было необходимого режущего инструмента, специальной оснастки, оборудования. Требовалось освоить высокоточное литье корпусов снарядов, мин и других изделий, заново создавать заводские лаборатории по контролю качества, организовывать техническую учебу рабочих.
В цеха пришла молодежь, в основном девушки 15–17 лет, потребовалось срочно организовывать техническую учебу.
Упорный труд, творческая инициатива рабочих и инженерно-технического состава позволила коллективам судоремонтных предприятий преодолеть серьезные трудности и освоить производство необходимой для фронта продукции.
По заданию Государственного Комитета Обороны судостроительные предприятия Горьковской области освоили производство боевых аэросаней (НКЛ-25). Заказ на изготовление узлов аэросаней получили заводы: Шиморский, Городецкий, «Памяти Парижской Коммуны», имени Молотова. Сборка осуществлялась на заводе имени 25 октября под руководством мастера Виталия Трофимова. В последствии Виталий Васильевич долгие годы был заместителем министра речного флота.
Первая партия боевых аэросаней в количестве 135 единиц, изготовленная руками речников, принимала участие в контрнаступлении под Москвой суровой зимой 1941-1942 годов.
Аэросани, имея авиационный двигатель и мощное пулеметное вооружение, при наступлении наводили ужас на фашистских оккупантов на заснеженных полях Подмосковья. К следующей зиме войска получили от речников еще 215 боевых аэросаней.
Активную поддержку войск при наступлении Советской Армии под Москвой обеспечивали знаменитые «Катюши», корпуса снарядов РС-13 к ним изготовляли Городецкий и Московский судоремонтные заводы, директорами которых были А.А. Курочкин и Н.Ф. Рукавишников. Предприятия речного транспорта за годы войны изготовили более 950 тысяч корпусов снарядов РС-13.
Городецкий механический завод и завод «Теплоход» все военные годы изготовляли чугунные заготовки мин к 50 и 60 миллиметровым минометам. За самоотверженный труд в годы войны Городецкий судоремонтный механический завод 36 раз удостаивался переходящего Красного знамени Наркомречфлота.
В год 40-летия Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года за заслуги в обеспечении Красной Армии и Военно-Морского флота Городецкий судоремонтно-механический завод награжден Орденом Отечественной войны I степени.
Также активно осваивали и выпускали военную продукцию другие предприятия речного транспорта.
На Омском судоремонтном заводе строились торпедные катера. Красноярский судоремонтный завод освоил строительство бронекатеров и производство противопехотных мин, на Сталинградском заводе выпускали снаряды М-8, на заводе имени Ленина в Астрахани – огнеметы.
Оборонные заказы по всем предприятиям Наркомречфлота в 1942 году составляли уже 48 процентов в общем объеме производимой продукции.
Это был достойный вклад работников промышленных предприятий речного транспорта в Великую Победу.
Осенью 1941 года речники активно включились в развернувшееся по всей стране движение по сбору средств в фонд обороны, стремясь внести свой вклад не только самоотверженным трудом, но и сбережениями.
Рабочие Лимендского (г. Котлас) и Великоустюжского судоремонтных заводов и экипажи зимующих там судов Северного речного пароходства собрали на постройку танков 486 тыс. рублей, передали в фонд обороны 194 тыс. рублей и послали воинам 2350 теплых вещей (полушубки, валенки, шапки, носки и т.п.).
Рабочие Пеледуйской верфи на Лене собрали на строительство самолетов и танков 519 тыс. рублей и облигаций государственных займов на 134 тыс. рублей. И так было во всех речных бассейнах.
Путейцы на защите Отечества
Работа речного транспорта серьезно осложнялась из-за светомаскировки навигационного ограждения судовых ходов. Видимость знаков судоходной обстановки и ходовых огней на судах была ограничена, а в районе года Москвы и у шлюзов освещение вообще не включалось.
Затемнение, затруднявшее движение судов и работу в портах увеличивало вероятность аварий.
Речники, вынужденные действовать в столь сложной обстановке, усилили бдительность на ночных вахтах и аварийные происшествия стали носить единичный характер.
Наиболее уязвимым от вражеских авиационных налетов были судоходные гидротехнические сооружения. Для их защиты широко применялась маскировка. 18 июля 1941 года Наркомречфлот дал бассейновым управлениям пути и каналов подробные инструкции Руководствуясь ими в зависимости от конкретных условий путейцы применяли различные способы дезориентации фашистских летчиков.
Так, на Москворецкой системе у гидроузла «Трудкоммуна» был сооружен ложный шлюз, а у гидроузлов Андреевка и Фаустово – ложные плотины. Мосты на Мариинской системе были замаскированы под плотины, башни шлюзов на канале Москва – Волга прикрыли маскировочными сетями и растительностью.
В дальнейшем на важнейших объектах судоходных каналов были приняты меры по организации надежной противовоздушной обороны, что спасало шлюзы и плотины от разрушений.
В конце 1941 года канал Москва – Волга дважды сыграл важную роль в обороне столицы.
26 ноября 1941 года враг развернул наступление от Калинина в направлении Иваньково и Рогачево. Сильные морозы позволили фашистам наморозить ледовые дороги через Иваньковское водохранилище для прохода танковой армии.
Командование Калининского фронта обратилось к руководителям канала Москва – Волга с просьбой срочно разрушить лед на Иваньковском водохранилище.
Начальник канала Д.Ф. Агафонов, инженеры Л.С. Кустов и Б.М. Фрадкин разработали схему экстренного сброса воды из водохранилища. С резким понижением уровня воды образовалась пустота между льдом и поверхностью воды. Лед провис, потрескался, намороженные ледовые дороги разрушились. Переброска немецкой танковой армии через Иваньковское водохранилище была сорвана. Вражеские танки подошли к п. Рогачево только через трое суток, что позволило советскому командованию подтянуть резервы и организовать оборону.
29 ноября – 1 декабря 1941 года, выполняя указание командующего Западным фронтом Г.К. Жукова, работники канала Москва – Волга в условиях сильных морозов и налетов вражеской авиации осуществили сброс воды из Яхромского и Истринского водохранилищ, затопили долины рек Сестра и Яхрома. Немецкие танки были остановлены на двое суток.
За это время подошли Дальневосточные дивизии, закрепились на Перемиловских высотах в районе года Дмитров и остановили продвижение фашистских войск к Москве.
Аналогичную операцию осуществили работники Беломорско-Балтийского канала в декабре 1941 года.
Немецкие и белофинские вражеские части вплотную подошли к Беломорско-Балтийскому каналу и заняли поселок Повенец. Чтобы остановить дальнейшее продвижение вражеских частей, по приказу советского командования была взорвана плотина № 20, запирающая Волозерское водохранилище.
Свыше 100 миллионов кубических метров воды при тридцатиградусном морозе лавиной двинулись к Онежскому озеру, сокрушая все на своем пути. Вражеское наступление было остановлено. Передышка позволила частям Красной Армии закрепиться на восточном берегу канала, подготовить мощную систему обороны.
Линия фронта здесь оставалась неизменной, пока в 1944 году наши войска не перешли в наступление и не освободили Карелию. За три года ни один гитлеровец, ни один белофинн не переступили через русло канала.
В битве за Москву
22 июля 1941 года немецко-фашистская авиация предприняла первый налет на Москву. Войска противовоздушной обороны вели с ней эффективную борьбу, однако отдельным вражеским самолетам удавалось прорваться к городу. Во время июльских налетов на территорию Северного порта гитлеровцы сбросили около трехсот зажигательных и четыре фугасные бомбы. Рабочие порта умело ликвидировали возникающие пожары.
С учетом обстановки в Москве началась эвакуация детских домов, интернатов и незанятого на производстве населения.
За июль 1941 года на 215 пассажирских судах и 35 переоборудованных баржах столичными пароходствами Московско – Окским и Москва – Волга Канал было вывезено 110 тыс. человек.
Важнейшим пунктом эвакуации был Южный речной порт
Речникам Московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл население северо-западных областей страны и Ленинграда. Отправление пароходов осуществлялось с пристаней Калинин, Большая Волга, Углич и Кимры. Эвакуируемые доставлялись туда железной дорогой.
Только с пристани Калинина речными судами было вывезено около 100 тыс. человек и 60 тыс. тонн разных грузов, в том числе заводское оборудование.
Речной флот столицы выполнял также специальные задания военного командования Западного фронта по перевозке воинских частей и вооружения, вывозил раненых бойцов с фронта. За четыре военные навигации коллектив Южного порта отправил по железной дороге 1,4 миллиона тонн военных грузов. Это был большой вклад работников порта в оборону столицы, разгром фашистских войск под Москвой и в общую Победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Особую роль сыграли московские речники в обеспечении города топливом. К осени 1941 года прекратилось поступление в столицу каменного угля и нефтепродуктов. Выход был один – использовать дрова.
Московский комитет ВКП(б) в августе 1941 года принял решение о заготовке для столицы 555 тыс. кубометров дров. До конца навигации 1941 года речники пароходств Москва – Волга Канал и Московско – Окского доставили в столицу 654 тыс. кубометров дров, что позволило обеспечить потребности городского хозяйства в топливе.
С объявлением 19 октября 1941 года осадного положения столицы тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений, влились в народное ополчение. Среди них были работники столичных пароходств, Южного, Северного и Западного речных портов, Московского судоремонтного завода и других предприятий речного транспорта.
Оставив штурвалы судов женам и несовершеннолетним сыновьям, речники уходили на фронт, служили на военных флотах и флотилиях, героически сражались в воздухе, водили на врага танки, освобождали от фашистов села и города, дошли до Праги и Берлина. Многие из них с оружием в руках защищали Москву.
Среди речников первым Героем Советского Союза стал командир звена истребителей Степан Иванович Здоровцев. С.И. Здоровцев родился 24 декабря 1916 года. До войны работал слесарем на судостроительном заводе имени Урицкого в Астрахани, техником Сталинградской пристани. Закончил аэроклуб и Сталинградское военное авиационное училище. 28 июня 1941 года, в воздушном бою протаранил своим истребителем хвостовую часть немецкого бомбардировщика «Юнкерс 88». Это был один из первых таранов фашистских самолетов. За мужество и героизм 8 июля 1941 года С.И. Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. При выполнении очередного боевого задания 9 июля 1941 года С.И. Здоровцев погиб.
Большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой внес Илья Николаевич Кузин. И.Н. Кузин родился в 1919 году в семье крестьянина. После окончания школы и Московского речного техникума работал штурманом на пароходе «Мария Виноградова» пароходства Москва – Волга Канал. В начале войны И.Н. Кузин прошел курсы подрывника-минера и добровольцем ушел в партизанский отряд. Сначала воевал в Смоленской области, а с ноября 1941 года – на территории Московской и Калининской областей. Отважный партизан, прозванный «грозой Волоколамских лесов» осуществил в тылу противника более 150 взрывов, уничтожив много фашистов и военного имущества врага. Много раз И.Н. Кузин был на волоске от смерти. Гитлеровцы гонялись за ним по пятам, но бесстрашный партизан был неуловим.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года Илье Николаевичу Кузину присвоено звание Героя Советского Союза.
После разгрома фашистских войск под Москвой И.Н. Кузин работал капитаном в Московском речном пароходстве.
Речники Московского бассейна оказывали большую помощь в эвакуации раненых бойцов Западного фронта при обороне Москвы. Лучшие пассажирские суда были переоборудованы в госпитали и санитарно-транспортные суда.
Сотни девушек – работниц речного транспорта прошли курсы медсестер и добровольцами ушли на фронт. Среди них была Анастасия Ильинична Выборнова – старшина медицинской службы. Она защищала Москву в составе 488-го медсанбата 60-й армии. Прошла боевой путь от Воронежа до Праги старшей медицинской сестрой хирургического передвижного госпиталя № 4341. Награждена орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды. После войны работала ведущим инженером планово-экономического управления Минречфлота. Поэт Валерий Кравцов посвятил ей прекрасное стихотворение
Девочка под мокрой плащ-палаткой
Тихо улыбается во сне...
Что такой молоденькой и сладкой
Делать на безжалостной войне?
Чистая, прекрасная собою,
От войны уставшая вконец,
Снятся ей цветы на поле боя
И спасенный раненый боец.
Спит, пшеничных кос не расплетая.
Чутко у потухшего костра —
Смелая, надежная, святая
Наша фронтовая медсестра.
А вокруг пылающие танки.
Да шальные пули по степи...
И пока есть время до атаки.
Спи родная, спи сестричка, спи...
Разгром Красной Армией фашистских захватчиков под Москвой вселил уверенность, что военная машина гитлеровской Германии, объединившей технический и людской потенциал большинства стран Европы, будет уничтожена
Фотоматериалы представлены издательством ООО «По Волге»
Печатное издание