Автор: Маргарита Ильина
В мировом судостроении наблюдается уникальная тенденция. Впервые за время существования отрасли прогрессивные разработки в гражданском судостроении начинают внедряться в военном кораблестроении, а не наоборот. С таким мнением в ходе Петербургского международного экономического форума выступил президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко. Формирование новой тенденции Троценко объяснил увеличением доли гражданского судостроения по отношению к военному и остротой конкурентной борьбой в гражданском сегменте. Это и стало стимулом для внедрения новых технологий и материалов.
По данным, приведенным главой ОСК, если раньше в мире ежегодно вводилось 3 млн тонн военных судов (а это составляло 12,5% от гражданского судостроения), а гражданских судов - 25 млн тонн в год, то сейчас пропорция сильно изменилась. Сегодня в мире ежегодно вводится в строй 200 тыс. тонн кораблей (0,4% от гражданского судостроения) и 50 млн тонн гражданских судов.
Между тем, гособоронзаказ ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на 2012 год составляет 86-90 млрд руб. «Таким образом, прирост к 2011 году составит около 15 %», - сказал Троценко. Он отметил существенный прирост прошлого года по объему выполненных ОСК кораблестроительных работ - около 30%. «Кончено, в 2011 году нам будет сложно повторить эти цифры, но тенденция по увеличению объемов выполненных работ сохранится», - добавил глава ОСК.
Помимо строительства военных кораблей для России, верфи ОСК выполняют заказы по линии Рособоронэкспорта. Например, «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) загружены военными заказами на 100% до 2016 года, в том числе за счет контракта с Вьетнамом на строительство серии подводных лодок.
Наиболее знаковым событием последних дней стало подписание на Петербургском международном экономическом форуме соглашения между Россией и Францией о покупке вертолетоносцев типа Mistral (Мистраль). Как прокомментировал журналистам перед подписанием соглашения Роман Троценко, первые два корабля будут построены с 40-50% участием российских судостроителей, а последующие 2 будут строиться в России с использованием французских комплектующих. «Мы получили очень интересные для нас условия», - подчеркнул Троценко. По его словам, соглашение также предусматривает передачу российской стороне и соответствующих технологий.
Пока что не совсем понятно, какое предприятие будет работать по исполнению данного контракта. «Адмиралтейские верфи» неоднократно заявляли о своей готовности выполнить данный заказ. Но предприятие готовится к переносу на остров Котлин (г. Кронштадт в границах Санкт-Петербурга), а первый корабль планируется сдать в 2014 году, второй - в 2015 году. Именно в эти сроки намечен перенос судостроительных мощностей «Адмиралтейских верфей».
Перенос старейшего петербургского судостроительного предприятия и создание новой суперверфи (судостроительного кластера, как называет этот проект губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко) на острове Котлин становится все более реальным. На днях «Адмиралтейские верфи» заявили о готовности передать часть занимаемой предприятием территории в 16,8 га Санкт-Петербургу уже в 2011 году. Из них 2,8 га отойдут под площадку для строительства Ново-Адмиралтейского моста (новый разводной мост через р. Нева), оставшаяся площадь будет выставлена на торги под жилищную застройку.
Тем временем, ОСК и STX (Южная Корея) подписали соглашение о создании в Санкт-Петербурге совместного судостроительного предприятия «Ново-Адмиралтейские верфи». STX будет принадлежать 25% акций нового предприятия и южнокорейская компания будет самостоятельно вести проектирование завода, строительство которого займет 40 мес. Под строительство верфи на о. Котлин планируется намыть 40 га территории. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $720 млн, в 2011 году - $100 млн. Производственная программа новой суперверфи, по словам Троценко, уже предусматривает строительство порядка 60 судов. В рамках соглашения STX передаст российской стороне технологию строительства газовозов.
Сотрудничество с корейской STX дает возможность ОСК заявить о российском участии в строительстве четвертого и пятого судна для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) для ОАО «Совкомфлот» в рамках соглашения о предоставлении газовозов в тайм-чартер Gazprom Global LNG (GGLNG) (дочернее предприятие ОАО «Газпром»). Как сообщил генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк, первые в серии из пяти судов газовозы будут строиться на верфи партнера ОСК - южнокорейской STX. Несколько судов данной серии могут быть построены на одной из верфей ОСК в России.
Пока что в рамках Петербургского экономического форума было заключено соглашение между «Совкомфлотом» и GGLNG на тайм-чартеры на срок не менее 15 лет двух новых танкеров-газовозов СПГ ледового класса грузовместимостью около 170 тыс. куб. м каждый. Соглашением предусмотрена возможность строительства еще трех газовозов.