Автор: Г.В. Егоров, Д. В. Черников, А.Г. Егоров
В черноморском регионе действует более десяти паромных судоходных компаний и существует несколько видов паромных перевозок. Наибольший удельный вес приходится на грузовые перевозки автомобильной техники, железнодорожных вагонов и контейнеров на железнодорожных и автомобильных паромах. Следующий по объему вид перевозок - это перевозки большегрузных автомобилей TIR, легковых автомобилей и небольшого количества пассажиров (порядка 100-200 человек). Как правило, пассажиры таких линий - это сопровождающие груз, водители перевозимых автотранспортных средств. Паромы имеют пассажирский класс, но не имеют развитого пассажирского комплекса - только минимальный набор сервиса для пассажиров. Обычно имеется от 40 до 100 стандартных 2-местных кают, бар, ресторан самообслуживания, магазины.
По данным на осень 2013 года, средний возраст морских паромов, эксплуатирующихся на линиях Черного моря, составляет 28 лет. Нормативный срок эксплуатации судов составляет 25-35 лет при максимально возможном сроке эксплуатации 35-40 лет. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет должны будут списаны практически все из 35 черноморских паромов.
(Из доклада на научно-технической конференции "Современные технологии проектирования, постройки, эксплуатации и ремонта судов, морской техники и инженерных сооружений")