Автор: Маргарита Ильина
Крупнейшая судоходная компания России и мировой лидер в области морской перевозки энергоносителей ОАО «Совкомфлот» объявила результаты работы по состоянию на 31 декабря 2010 года. По словам генерального директора компании Сергея Франка, минувший год был трудным для всей судоходной отрасли, но «Совкомфлоту» удалось добиться устойчивых финансовых и эксплуатационных результатов.
Активный год
Согласно аудированному отчету группы компаний по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), чистая прибыль компании в 2010 году составила $164,3 млн, что ниже показателя 2009 года на 11,3%. Валовая выручка по состоянию на 31 декабря 2010 года составила $1 млрд 312,9 млн, увеличившись на 7,4% по сравнению с предыдущим годом. Тайм-чартерный эквивалент вырос на 1,3% и составил $943,7 млн (в 2009 году этот показатель равнялся $932 млн). Прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) снизилась на 3% - до $533,3 млн (в 2009 году – $549,7 млн).
По состоянию на 31 декабря 2010 года, суммарные активы группы «Совкомфлот» оценивались в $6,513 млрд, что больше в сравнении с предыдущим отчетным периодом на 8,5%. Чистые активы, согласно отчету, составляют $3,123 млрд (в 2009 году – $3 млрд 127 млн). На конец года сумма долгосрочных обязательств составила $2,44 млрд (в 2009 году – $2,31 млрд). Показатель соотношения чистого долга к собственным средствам остался на уровне, признанным по стандартам отрасли консервативным, и составил 43,9%. На конец года Группа располагала свободными денежными средствами и банковскими депозитами на сумму $512,2 млн (+52,6% к 2009 году).
Среди финансовых итогов 2010 года, которые приводят в компании, - успешный дебют на рынках еврооблигаций, что дало группе компаний 7-летние фонды при купоне 5,375%. При таких сроках погашения это самый низкий купон, когда-либо предоставлявшийся российскому эмитенту, отмечают в Группе. Кроме того, «Совкомфлот» подтвердил в 2010 году кредитный рейтинг на инвестиционном уровне (Baa3 по Moody’s / BBB- по Fitch оба – со стабильным прогнозом).
За 2010 год «Совкомфлот» упрочил свои позиции в капитале ОАО «Новошип» (путем серий сделок по обратному выкупу акций «Новошипом») и довела долю эффективного контроля над компанией до 87,62% (в 2009 году – 86,63%), а также эффективную долю владения обычными акциями «Новошипа» до 98,03 %.
Энергия флота
В 2010 году возросла доля участия группы компаний «Совкомфлот» в обслуживании крупных энергетических проектов. Эта важная часть бизнеса приносит компании стабильный доход, за счет фиксированных на долгосрочную перспективу фрахтовых ставок, обеспечивает устойчивость денежных потоков, позволяет уверено планировать выручку будущих периодов.
В прошедший год 61,4% флота группы компаний эксплуатировалось на условиях тайм-чартеров против 63,2% в 2009 году. При этом 38,6% флота работало на спотовом рынке (в 2009 году – 36,8%).
На конец декабря 2010 года, Группа владела 135 судами общим дедвейтом в 10,4 млн тонн. За год были приняты в эксплуатацию 13 новых судов, четыре из которых - танкеры типа «Суэцмакс»; три танкера типа «Афрамакс», два арктических челночных танкера, два буксира и один танкер типа «Панамакс», одно ледокольное судно-снабженец добывающих платформ. Девять более старых танкеров и два сухогруза были проданы. По состоянию на конец 2010 года, портфель заказов «Совкомфлота» насчитывал 19 новых судов общим дедвейтом в 2,1 млн тонн.
В рамках совместного предприятия с крупнейшей трейдинговой компанией Glencore International AG российский «Совкомфлот» вошел в танкерный сегмент LR1 – в ноябре 2010 года состоялась приемка танкера этого типа SCF Аlpine. Совместное предприятие специально создано для приобретения и управления коммерческим менеджментом пяти танкеров-продуктовозов типа «Панамакс» (класса LR1). Технический менеджмент судов будет осуществлять компания Unicom - дочернее предприятие ОАО «Совкомфлот».
Танкеры класса VLCC - еще один новый сегмент рынка, в который компания вошла в 2010 году в рамках долгосрочного стратегического соглашения о сотрудничестве с Китайской Национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), подписанного в ноябре в Санкт-Петербурге. В Китае были заказаны два VLCC-танкера дедвейтом 320 тыс. тонн каждый, которые планируется принять в эксплуатацию в 2013 году. Эти танкеры будут задействованы в морских перевозках по долгосрочным контрактам, заключенным с китайским партнером. Суда такого типа расширят для «Совкомфлота» зону покрытия танкерного рынка и укрепляют конкурентоспособность компании на азиатском рынке. Помимо того, соглашение между «Совкомфлотом» и крупнейшей китайской нефтяной корпорацией направлено на развитие и устойчивый рост взаимного сотрудничества.
Дальнейшая экспансия в сферу оффшорного бизнеса была предпринята в 2010 году с приобретением у компании FESCO ледокольного судна-снабженца добывающих платформ. Судно усиленного ледового класса, дедвейтом 4200 тонн – SCF Sakhalin - будет обслуживать проект «Сахалин-1» по долгосрочному чартеру с компанией Exxon Neftegas Ltd.. В декабре 2010 года Группа была объявлена победителем тендера компании Exxon Neftegas Ltd. на еще два судна-снабженца, предназначенных для обслуживания добывающей платформы «Аркутун-Даги» - морского нефтяного месторождения, разрабатываемого в рамках проекта «Сахалин-1».
В 2010 году СКФ продолжил инвестирование в сохранение окружающей среды. Программа «Совкомфлота» по энергоэффективности, одобренная советом директоров компании, направлена на использование экологических разработок для сокращения энергопотребления флота компании и для снижения воздействия морских перевозок на окружающую среду. Программа «Совкомфлота» по энергоэффективности разработана компанией совместно с ведущими российскими исследовательскими институтами и морскими академиями. В рамках проекта предусмотрено выделение $1 млн ежегодно на развитие научных технологий и инноваций, особое внимание при этом уделяется экологическим («зеленым») технологиям. Общая стратегия «Совкомфлота» на ближайшие 5 лет предусматривает вложения в размере более $100 млн на модернизацию действующего флота. Компания стремится быть проактивной в сфере охраны окружающей среды и ставит перед собой новые цели. Помимо соблюдения всех международных экологических стандартов, «Совкомфлот» применяет инновационный подход в данном виде деятельности и использует экологические технологии в новом строительстве.
Манящий север
В январе 2010 года имели место два значимых события в деятельности группы компаний «Совкомфлот». Первое - в рамках участия судов компании в проекте «Варандей». Арктические челночные танкеры типа «Василий Динков» перевезли первые 10 млн тонн сырой нефти. Погрузка судов происходит со стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) «Варандей» в Баренцевом море и представляет собой уникальную схему челночных перевозок нефти в субарктических морях.
Второе значимое событие – юбилейный сотый рейс с грузом российского сжиженного природного газа, который совершил танкер Grand Aniva в рамках проекта «Сахалин-2».
Группа компаний «Совкомфлот» увеличила флот арктических челночных танкеров с приемом в эксплуатацию судов «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн каждый, построенных на ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Впервые такие уникальные суда были построены в России.
Кроме того, в период 17-27 августа танкер типа «Афрамакс» - «СКФ Балтика» - успешно прошел по трассам Северного морского пути (СМП) от мыса Желания до мыса Дежнева со средней скоростью 10 узлов. Этот переход был частью арктического рейса из Мурманска в Нингбо (Китай), выполненного танкером ледового класса 1А-Super (Arc5) дедвейтом 117 тыс. тонн – «СКФ Балтика», который перевез 70 тыс. тонн газового конденсата компании ОАО «Новатэк». Танкер «Совкомфлота» стал крупнейшим в истории судном, прошедшим трассами Севморпути.
Рейс «СКФ Балтики» подтвердил возможность и экономическую целесообразность перевозки крупнотоннажных партий углеводородов Севморпутем из Северной части Европы в страны АТР.
Весь маршрут в 6600 миль был пройден за 22 дня, таким образом морской путь сократился на 5500 миль по сравнению с традиционным альтернативным маршрутом через Суэцкий канал. Это позволило сэкономить 700 тонн бункерного топлива, что эквивалентно сокращению около 2500 тонн выбросов углекислого газа.
По результатам плавания экспертам «Совкомфлота», «Росатома» и Министерства транспорта России еще предстоит уточнить риски, связанные с навигацией по Северному морскому пути. Успех рейса танкера «СКФ Балтика» открыл для группы компаний возможность расширить программу грузовых арктических рейсов. В 2011 году компания предполагает пройти по трассам Севморпути, используя арктические танкеры-челноки класса «Панамакс» дедвейтом 70 тыс. тонн ледового класса Arc6 и «Суэцмакс» дедвейтом 162 тыс. тонн ледового класса Arc4. Будет проверена возможность расширения временных рамок арктической навигации, а также увеличения размера грузовой партии, перевозимой по данному маршруту.
Высокие стандарты
В 2010 году в состав совета директоров компании в качестве независимых директоров вошли Марлен Манасов и Дэвид Мурхаус. Оба имеют внушительный опыт работы: на финансовых рынках и в судоходной отрасли соответственно. Таким образом, из девяти членов совета директоров компании четверо являются независимыми директорами.
Комментируя итоги года, генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил, что минувший год можно охарактеризовать как наиболее слабый в последнем десятилетии с точки зрения рыночной конъюнктуры. Несмотря на этом, группе компаний удалось получить устойчивые финансовые и эксплуатационные результаты.
«Мы превзошли наших основных конкурентов по показателям валовой выручки и прибыли, расширили спектр услуг, предлагаемых нашим клиентам – нефтегазовых компаниям и трейдерам. При этом мы продолжали повышать качество оказываемых нами услуг, в полной мере реализовали наши программы в области повышения безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и снижения экологических рисков. Большая часть наших успехов – результат совместных усилий более чем 8-митысячного коллектива работников группы компаний «Совкомфлот», моряков и берегового персонала. Слова особой благодарности я адресую нашим капитанам и членам экипажей судов, несущим свою нелегкую вахту и профессионально выполняющим свою работу», - сказал глава компании.