01.02.2013 16:36

«Найти баланс интересов высшей школы и производственника»

Автор: Надежда Малышева

Первые 6 обновленных учебников для отраслевых вузов водного транспорта могут быть изданы уже к началу следующего 2013-2014 учебного года. Об этом отраслевому порталу «Российское судоходство» сообщил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Пошивай. По его словам, первые 4 спонсора для финансирования работы по подготовке этих изданий уже найдены. Это компании-члены Ассоциации судоходных компаний (АСК) «В.Ф.Танкер», «Волготранс», «Транзас» и «Башволготанкер». Кроме того, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) готова профинансировать издание учебной литературы по специальностям, связанным с управлением портовым хозяйством.

Всего необходимо издать для отраслевых вузов 42 новых учебника.

Как пояснила «Российскому судоходству» заместитель председателя учебно-методического объединения по образованию в области эксплуатации водного транспорта (УМО, отвечает за работу по подготовке новых учебных пособий для 20 отраслевых вузов), Елена Лаврентьева, работа по обновлению учебников ведется с октября 2012 года. Сегодня в высокой степени готовности находятся  учебники по двум специальностям и одному направлению подготовки (для уровня бакалавриат). Эти учебники подготовлены по стандартам образования последнего поколения. К каждому учебнику будет прилагаться в электронном виде развернутая презентация и комплект контрольно-измерительных материалов.

По специальности «Судовождение» - учебник «Безопасность судоходства» (Развозов С.Ю.) и учебник «Безопасная эксплуатация танкера» (Баскаков С.П., Конаков А.Г.). По направлению подготовки «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»  - издания «Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания» (Глухов В.Г., Гордиенко А.И., Шаронов А.Ю., Шматков В.А.) и «Навигационное оборудование водных путей» (Леонов А.О.). Средства на эти 4 издания подтверждены спонсорами.

УМО в настоящее время ищет спонсоров на два издания по специальности «Судовые энергетические установки». Это «Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха» (Ладин Н.В,) и «Теплотехника: техническая термодинамика и теплопередача» (Овсянников М.К., Орлова Е.Г., Костылев И.И.). «Учебники готовы, но они имеют теоретический характер, поэтому найти спонсоров на их издание сложнее, - отмечает Елена Лаврентьева. - Однако это базовые дисциплины и их надо издавать».

Собеседник портала «Российское судоходство» отметила, что учебники отражают базовый курс по той или иной дисциплине для курсантов и студентов. «Нужно найти баланс интересов высшей школы и работодателя, производственника», - подчеркивает Лаврентьева. Она напомнила, что в высшей школе накоплен большой опыт по методике преподавания, изложения: «Поэтому сейчас у нас самый сложный момент – отработать содержание новых учебников с авторами и спонсорами, не ущемляя ни чьих интересов».

Лаврентьева рассказала, что в октябре по каждому из 6-ти учебников детализированное содержание (развернутое, до параграфов) было направлено в АСК и Союз российских судовладельцев (СОРОСС) на согласование. От СОРОССа были получены замечания. АСК помогла привлечь спонсоров.

Как сообщало «Российское судоходство» ранее, Министерство транспорта Российской Федерации в конце сентября 2012 года приступило к работе по обновлению учебной литературы для отраслевых вузов водного транспорта. По словам замминистра транспорта России Виктора Олерского, «пришло время не только обновить отраслевые учебники, но и написать новые».

По его оценке, обновления учебной литературы для отраслевых вузов не производилось с 1985 года, учебные пособия только переиздавались, но новых учебников не было написано.

«Сегодня можно отметить существенный разрыв между профессорско-преподавательским составом и отраслью», - добавил он.


Печатное издание