28.11.2012 09:03

«Прохождение практики в арктических широтах должно стать нормой»

Автор: Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского

Доклад ректора МГУ  имени адмирала Г.И. Невельского Сергея Огая на тему «Инновационный подход к подготовке кадров для комплексного освоения Арктического региона»  был сделан в рамках  V Международная конференция «Кадровая политика» в Санкт-Петербурге. «Российское судоходство» предлагает  познакомиться с основными положениями этого сообщения.   



- Арктический регион России – стремительно развивающийся регион, имеющий стратегическое значение как магистраль для транспортировки грузов из Европы в Азию и Америку, и как перспективный регион для добычи углеводородного сырья. В настоящее время остро стоит задача подготовки кадров, способных обеспечивать эффективные и безопасные перевозки грузов по Севморпути, развитие инфраструктуры, связанной с перевозками и разработками нефтегазовых месторождений в Арктике.

Арктика предъявляет совершенно новые требования к специалистам, они должны иметь компетенцию мирового уровня и комплексную базовую подготовку. Подготовка кадров должна основываться на новых инновационных подходах. Это объясняется, во-первых, особыми климатическими условиями работы в Арктике – регионе с повышенным уровнем сложности и опасности проведения работ, во-вторых, привлечением самых современных технологических и транспортных средств.

Морской государственный университет им. Г.И. Невельского ставит перед собой задачу подготовки именно таких кадров для работы в Арктике. В настоящее время ведётся обучение по специальностям, которые востребованы в судоходных и других компаниях. Прежде всего - плавательные специальности для дизельного ледокольного флота, транспортных судов и судов сопровождения. Это традиционная ниша МГУ им. адм. Г.И. Невельского, практически все дипломированные специалисты ледокольного флота, базирующегося во Владивостоке и работающего в Восточном секторе Арктики, являются выпускниками университета и повышают у нас квалификацию в дальнейшем.

Помимо плавательных специальностей, Морской университет ведёт подготовку по специальностям, которые необходимы для развития инфраструктуры арктических регионов: логистики, специалисты для транспортировки углеводородного сырья и обслуживания нефтегазовых сооружений; инженеры, обеспечивающие экологическую безопасность при транспортировке и добыче углеводородного сырья, специалисты по информационному обеспечению и информационной безопасности морских перевозок.

Кроме этого, считаем важным проведение подготовки кадров высшей квалификации в тех областях, которые перспективны именно для этого региона и определяют будущее дальнейшего экономического развития Арктики: специалисты в области климатических изменений в Арктике и перспектив развития Севморпути в изменяющемся арктическом климате, а также разработчики  инновационных арктических транспортных средств.

Я уверен, что в Арктике будут закрепляться только те кадры, которые реально готовы к работе в этих условиях, т.е. предварительное прохождение практики в арктических широтах в процессе обучения курсантов и студентов должно стать нормой.

Этот принцип комплексной подготовки реализуется в проекте на судне «Профессор Хлюстин», который в настоящее время переоборудуется в научно-образовательное и производственное судно. По окончании работ УПС превратится в полноценный «Плавучий университет», на котором будет осуществляться одновременно научно-образовательная и производственная деятельность на арктических акваториях и северо-западной части Тихого океана. Проект осуществляется в тесном взаимодействии с Русским географическим обществом.  

Учебно-научные экспедиции на судне «Профессор Хлюстин» проводятся на акваториях Северного морского пути и в регионах, где необходимо осуществлять северный завоз. При этом в производственном процессе используются эффективные научно-инновационные разработки. Например, для выгрузки на необорудованный берег применяются амфибийные вездеходы, которые разработаны в МГУ им. адм. Г.И. Невельского специально для перевозки грузов в Арктике и на акваториях с замерзающим шельфом. Для обеспечения безопасности плавания во льдах используется необитаемые аппараты, разработанные университетом совместно с институтом проблем морских технологий ДВО РАН  специально для работы в арктических условиях.

МГУ им. адм. Г.И. Невельского имеет давний опыт такой комплексной подготовки специалистов. Она осуществлялась в рамках проекта «Дальневосточный плавучий университет» с 1997 г. Поэтому мы будем использовать этот опыт и для «Арктического плавучего университета», который планируется осуществлять совместно с РГО, Совкомфлотом и Совфрахтом.  Этот проект позволит организовать практику курсантов в арктических районах, на реальных трассах Северного морского пути.  В рамках проекта студенты совместно с научными работниками будут участвовать в производственной деятельности по снабжению региона, в экологических проектах РГО по очистке региона от технологического мусора (вывоз и утилизация бочек из под топлива, скопившихся в Арктике). В рамках «Арктического плавучего университета» состоятся испытания  новой техники, созданной  для освоения Арктического региона.

Печатное издание