10.07.2012 16:23

Порт Сочи ждет морских туристов

Автор: Надежда Малышева

Реконструкция морского порта Сочи приведет к развитию круизного и яхтенного туризма на Черном море. Планируется, что уже в 2014 году, во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр,  круизные лайнеры и паромы в порту Сочи смогут разместить до 7000 человек.

С 2000 года Сочинский морской порт начал активно заниматься вопросами возрождения круизного туризма и привлечением круизных судов в порт Сочи. Сегодня продолжается совместная работа с компанией «Инфлот Ворлвайд» по привлечению новых круизных компаний в Сочи, а также разработка перспективных проектов по созданию регулярных круизных линий, связывающих Черное и Средиземное моря.

В настоящее время из порта Сочи осуществляются регулярные перевозки пассажиров на скоростных судах типа «Комета» по маршруту Сочи-Новороссийск, Сочи-Батуми. Скоростные катамараны перевозят пассажиров в Гагру и Геленджик. Пассажирские паромы работают на регулярных линиях с турецким портом Трабзон. Но, к сожалению, пока не удается наладить регулярное пассажирское сообщение с портами Украины (Ялта, Севастополь).

Потенциал круизного рынка всех стран Черноморского региона с населением порядка 300 млн. человек очень велик и оценивается в 120 тыс. причерноморских пассажиров, которых можно перевозить в круизный сезон. Кроме того, в сезон по Черному морю можно перевозить до 350 тыс. круизных туристов. Сильными сторонами региона являются равная удаленность портов друг от друга и многообразие достопримечательностей в странах Причерноморья. Туристы, путешествуя по Черному морю, имеют возможность в течение одной недели побывать в шести странах!

Черное море как часть круизного рынка Средиземного моря имеет историческую, культурную и природную привлекательность. Однако, по уровню развития портовой и туристской инфраструктуры регион находится в стадии становления по сравнению с лидирующими круизными портами Средиземного моря.

В ОАО «Сочинский морской торговый порт» (входит в группу компаний  «Совкомфлот») называют несколько причин сложившейся ситуации в круизном и пассажирском судоходстве на Черном море.

Главное - это отсутствие круизного флота на Черном море. Ранее только судами Черноморского пароходства в круизный сезон совершалось до 300 рейсов и перевозилось 135 тыс. пассажиров. Сейчас же нет ни одного пассажирского судна под флагом Российской Федерации, которые бы представляли Россию на международном круизном рынке. Также негативно на развитие рынка влияет неконкурентоспособный уровень портовых сборов, недостаточно развитая туристская инфраструктура в портах захода, усложненный  порядок получения индивидуальных виз. Все это сдерживает деятельность иностранных круизных операторов при  планировании регулярной работы с портами Черноморского региона.

Сложнее всего в Черноморском регионе обстоят дела с морскими причалами. Общее мнение круизных компаний - черноморским портам необходимо иметь в своей структуре хотя бы по одному причалу длинной в 300 м.
 


В июне 2006 года Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014г.г.)», которая легла в основу заявки Российской Федерации на проведение XXII Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Реконструкция порта Сочи была включена в данную Программу.

В рамках реализации Программы проводится  масштабная реконструкция морского порта Сочи. Она является одним из примеров государственно-частного партнерства, где государство в лице заказчика ФГУП «Росморпорт» и ответственного исполнителя  Федерального агентства морского и речного транспорта осуществляет  строительство новых гидротехнических сооружений (в т.ч. вновь образованной насыпной территории общей площадью 6,5 га) и капитальный ремонт существующих 10 причалов порта Сочи.

Частный инвестор в лице исторического оператора порта ОАО «Сочинский морской торговый порт» занимается развитием береговой инфраструктуры. Кроме того, обе стороны совместно построят современный международный круизный терминал, который будет располагаться на вновь образованной территории.

Таким образом, после реконструкции, возможности порта Сочи позволят одновременно принимать 2 круизных судна длиной до 300 метров и                               один пассажирский паром длиной до 170 метров.

Новый международный круизный терминал пропускной способностью 1200 человек в час будет оснащен по последнему слову техники, а по уровню комфорта и предоставляемых пассажирам услуг не будет  уступать лучшим зарубежным аналогам.

На территории морского порта ведется строительство терминала местных пассажирских линий, административных зданий, торгового центра, а также парковки на 220 машиномест (в т.ч. парковки для людей с инвалидностью) и велопарковки на 100 мест.

Существующая акватория морского порта будет переоборудована в марину вместимостью 300 яхт с технической зоной (1 этап - 200 яхт, 2 этап  - еще 100 яхт), которая позволит принимать яхты длиной до 50 метров. Начало работ намечено на март 2013 года.

Марина будет оснащена новейшим оборудованием для обслуживания моторных и парусных яхт - водоснабжение, электричество, беспроводной интернет,  системы безопасности и пожаротушения, бункеровка топливом, техническая помощь.  

Во время проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи круизные суда и паромы планируется использовать для размещения персонала и гостей Игр, что полностью отвечает требованиям Международного Олимпийского Комитета (МОК) в части размещения.

Общий объем инвестиций в реконструкцию порта составит 14 млрд. рублей. Это будет один из самых современных пассажирских портов на Черном море. Срок окончания работ октябрь 2013 года.

С этого времени новый круизный порт в Сочи будет  готов  работать  и как базовый, для отправки регулярных круизов, пассажирских судов и паромов по Средиземному и Черному морям. Для этого с  середины 2013 года в городе будут созданы все условия – причалы, прекрасный аэропорт, хорошая транспортная составляющая,  высококлассные гостиницы.  И главное - узнаваемый в мире бренд города, как столицы зимних Олимпийский игр 2014 года, как место проведения этапа Формулы 1 и как одно из мест проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.


Программа по развитию Сочи также предполагает восстановление и строительство 8 портопунктов на побережье города, которые позволят обеспечить непрерывное внутригородское морское сообщение (морское такси), что является  востребованным у гостей курорта.

В ближайшие два года порт Сочи имеет все возможности для того, чтобы стать основным круизным центром на Черном море. Это подталкивает и другие российские порты региона (например, Новороссийск) к активному развитию существующих мощностей и туристических объектов, в результате чего Черноморский бассейн станет самостоятельным круизным регионом.
 

Печатное издание