29.11.2023 15:38
Ледокол «Капитан Чудинов»: 40 лет прокладывая путь
Автор: Ксения Жукова
Ледокол «Капитан Чудинов»: 40 лет прокладывая путь
Ксения Жукова
Как работается самому почтенному на Азове ледоколу
Согласно плану расстановки во время зимней навигации 2023/2024 годов в ледокольных проводках в Азовском море будет задействовано шесть судов ФГУП «Росморпорт». Самое "возрастное" — ледокол «Капитан Чудинов» — в этом году отметило свое 40-летие.
В преддверии зимней навигации мы побывали на борту судна и пообщались с экипажем.
Корпус «Капитана Чудинова» окрашен специальной краской в оранжевый цвет, благодаря чему его хорошо видно во льдах, а моряки с других судов сразу понимают, что идет ледокол. Такой необычный и яркий цвет — выбор капитана судна Александра Юдина.
Александр Борисович хоть и родился в Таганроге, но большую часть своей карьеры провел на Дальнем Востоке. Возил лес в Японию, ходил до Австралии и Южной Кореи. В Ростовскую область вернулся из-за болезни матери, чтобы быть поближе к ней, помогать. Какое-то время был лоцманом, меньше чем за три года провел 224 судна.
«Я-то привык к глубинам по 19-20 м. А тут по реке идешь, глубина — 3,9 м, а осадка судна — 3,5 м и понимаешь, что между сухогрузом и дном всего каких-то 40 см. Но справедливости ради стоит сказать, что и грунт здесь, в Ростовской области, отличается от того, который на Дальнем Востоке. Там скалы, здесь ил и песок», — поясняет Александр Борисович.
На ледоколе Юдин впервые оказался в 2010 году: отработал навигацию в качестве старшего помощника на «Капитане Мошкине». А уже 1 июля 2011-го принял в качестве капитана ледокол «Капитан Чудинов».
В 2011 году вместе с Александром Борисовичем на судно пришли еще несколько человек, которые работают на ледоколе и сегодня. Среди старожилов — боцман Алексей Возненко и второй механик Александр Агафонов. Всего же экипаж судна — это 18 человек. И, как говорит сам капитан, у каждого есть своя причина, почему они работают именно на ледоколе.
«Здесь я как свободный художник. Если на коммерческом флоте не бывает никаких отклонений, ни шага влево, ни шага вправо, то ледокол может и за бровку выйти. Свобода действия, душа отдыхает. К решению той или иной задачи подключаешь фантазию, применяешь творческий подход», — говорит Александр Юдин.
В то же время работа на ледоколе — ответственная и непростая. В последние годы в караваны в среднем включают по несколько десятков судов. Бывает, что первые теплоходы уже начинают заходить в Азово-Донской морской канал, а хвост еще у косы Елениной.
Особенно памятна для капитана Юдина и его команды сложнейшая навигация 2011–2012 годов, когда из-за аномально низких температур Азовское море было практически полностью покрыто льдом толщиной от 40 см до 1,5-2 м в торосах.
Тогда в ледовый плен попали 18 судов. 12 из них оказались в наиболее трудном положении. Теплоход «Алака-1» получил водотечность, на судне «Капитан Иван Викулов» произошел пожар. Ледоколы ФГУП «Росморпорт» направили на помощь. К одному из судов, пробивая торосы, «Капитан Чудинов» шел трое суток.
«Смотришь: вот оно судно, кажется, что рукой подать. А на самом деле до него еще идти и идти. Вообще работать во льдах непросто. Бывает, что толщина всего каких-то 2–3 см, но из-за сильных ветров и подвижки льда происходит наслоение»», — объясняет Александр Борисович.
«Капитан Чудинов» — очень маневренное судно. Александр Борисович, когда есть возможность, тренирует своих штурманов. Например, плавает по чистой воде льдинка, капитан заставляет подчиненных вокруг нее обойти носом, при этом на определённом расстоянии, не касаясь. Или зайти в полынью под конкретным углом.
Юдин, как и его коллеги, не жалует старый флот. Часто в документах у какого-нибудь сухогруза указаны одни параметры, а на деле — совсем другие. «Вот я говорю им: держим в караване семь узлов. Капитаны обещают, что так и будет. Начинаем движение, и я вижу, что какое-нибудь судно больше пяти с половиной не может выжать. Конечно, флот обновляется, стало больше новых судов, но и старые-то никуда не деваются. Но как бы то ни было, наша задача — всем помогать и обеспечивать навигацию», — говорит капитан.
40 лет для ледокола – почтенный возраст. Однако «Капитан Чудинов» продолжает успешно работать в Азовском море. С 2011 года герой нашей публикации провел более восьми тысяч судов — без аварийных случаев и посадок на мель.
Дизель-электроход «Капитан Чудинов» — ледокол класса «река-море», построенный на финской судоверфи в Хельсинки. 9 сентября 1983 года был спущен на воду и направлен в Иртышское пароходство. Первым капитаном ледокола стал Юрий Иосифович Шульман, который проработал на «Капитане Чудинове» более четверти века.
Судно названо в честь советского капитана Ивана Андреевича Чудинова, заслуги которого были отмечены различными государственными наградами, в том числе двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
В оперативное управление ФГУП «Росморпорт» судно принято в конце 2010 года. Сейчас числится на балансе Азовского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала Росморпорта, осуществляя в зимний период ледокольный проводки в морские порты Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог.
Фотографии Кристины Ткачевой
Согласно плану расстановки во время зимней навигации 2023/2024 годов в ледокольных проводках в Азовском море будет задействовано шесть судов ФГУП «Росморпорт». Самое "возрастное" — ледокол «Капитан Чудинов» — в этом году отметило свое 40-летие. В преддверии зимней навигации мы побывали на борту судна и пообщались с экипажем.
Корпус «Капитана Чудинова» окрашен специальной краской в оранжевый цвет, благодаря чему его хорошо видно во льдах, а моряки с других судов сразу понимают, что идет ледокол. Такой необычный и яркий цвет — выбор капитана судна Александра Юдина.
Александр Борисович хоть и родился в Таганроге, но большую часть своей карьеры провел на Дальнем Востоке. Возил лес в Японию, ходил до Австралии и Южной Кореи. В Ростовскую область вернулся из-за болезни матери, чтобы быть поближе к ней, помогать. Какое-то время был лоцманом, меньше чем за три года провел 224 судна.
«Я-то привык к глубинам по 19-20 м. А тут по реке идешь, глубина — 3,9 м, а осадка судна — 3,5 м и понимаешь, что между сухогрузом и дном всего каких-то 40 см. Но справедливости ради стоит сказать, что и грунт здесь, в Ростовской области, отличается от того, который на Дальнем Востоке. Там скалы, здесь ил и песок», — поясняет Александр Борисович.На ледоколе Юдин впервые оказался в 2010 году: отработал навигацию в качестве старшего помощника на «Капитане Мошкине». А уже 1 июля 2011-го принял в качестве капитана ледокол «Капитан Чудинов».
В 2011 году вместе с Александром Борисовичем на судно пришли еще несколько человек, которые работают на ледоколе и сегодня. Среди старожилов — боцман Алексей Возненко и второй механик Александр Агафонов. Всего же экипаж судна — это 18 человек. И, как говорит сам капитан, у каждого есть своя причина, почему они работают именно на ледоколе.
«Здесь я как свободный художник. Если на коммерческом флоте не бывает никаких отклонений, ни шага влево, ни шага вправо, то ледокол может и за бровку выйти. Свобода действия, душа отдыхает. К решению той или иной задачи подключаешь фантазию, применяешь творческий подход», — говорит Александр Юдин.
В то же время работа на ледоколе — ответственная и непростая. В последние годы в караваны в среднем включают по несколько десятков судов. Бывает, что первые теплоходы уже начинают заходить в Азово-Донской морской канал, а хвост еще у косы Елениной.Особенно памятна для капитана Юдина и его команды сложнейшая навигация 2011–2012 годов, когда из-за аномально низких температур Азовское море было практически полностью покрыто льдом толщиной от 40 см до 1,5-2 м в торосах.
Тогда в ледовый плен попали 18 судов. 12 из них оказались в наиболее трудном положении. Теплоход «Алака-1» получил водотечность, на судне «Капитан Иван Викулов» произошел пожар. Ледоколы ФГУП «Росморпорт» направили на помощь. К одному из судов, пробивая торосы, «Капитан Чудинов» шел трое суток.
«Смотришь: вот оно судно, кажется, что рукой подать. А на самом деле до него еще идти и идти. Вообще работать во льдах непросто. Бывает, что толщина всего каких-то 2–3 см, но из-за сильных ветров и подвижки льда происходит наслоение»», — объясняет Александр Борисович.
«Капитан Чудинов» — очень маневренное судно. Александр Борисович, когда есть возможность, тренирует своих штурманов. Например, плавает по чистой воде льдинка, капитан заставляет подчиненных вокруг нее обойти носом, при этом на определённом расстоянии, не касаясь. Или зайти в полынью под конкретным углом.
Юдин, как и его коллеги, не жалует старый флот. Часто в документах у какого-нибудь сухогруза указаны одни параметры, а на деле — совсем другие. «Вот я говорю им: держим в караване семь узлов. Капитаны обещают, что так и будет. Начинаем движение, и я вижу, что какое-нибудь судно больше пяти с половиной не может выжать. Конечно, флот обновляется, стало больше новых судов, но и старые-то никуда не деваются. Но как бы то ни было, наша задача — всем помогать и обеспечивать навигацию», — говорит капитан.
40 лет для ледокола – почтенный возраст. Однако «Капитан Чудинов» продолжает успешно работать в Азовском море. С 2011 года герой нашей публикации провел более восьми тысяч судов — без аварийных случаев и посадок на мель.
Фотографии Кристины Ткачевой, фото ледокола предоставлено экипажем "Капитана Демидова"
Печатное издание