Специалисты Балтийского завода (Санкт-Петербург) Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) завершили установку всех гребных электродвигателей (ГЭД) и главных турбогенераторов на строящийся универсальный атомный ледокол (УАЛ) «Чукотка». Об этом сообщает пресс-служба ОСК.
На последнем этапе были подняты и установлены на борт ледокола центральный гребной электродвигатель и турбогенератор левого борта.
«Операции по погрузке оборудования проводились с использованием плавучего крана при участии нескольких буксиров и специалистов различных цехов предприятия. В настоящее время корабелы завода приступили к монтажу оборудования на фундаментах», — говорится в сообщении.
Отмечается, что гребные электродвигатели мощностью 20 МВт и массой около 300 тонн каждый являются ключевыми элементами системы электродвижения ледокола. Всего на ледоколе проекта 22220 их три: правого, левого бортов и центральный. Два бортовых агрегата установили на судно ранее. Через валы ГЭД передают крутящий момент на гребные винты, которые находятся в подводной части кормы судна. Суммарная мощность ледокола на валах — 60 МВт.
Турбогенератор правого борта был установлен на «Чукотку» в марте 2025 года, а к настоящему времени завершена погрузка комплекта оборудования левого борта оборудования. Турбогенераторы имеют массу свыше 240 тонн, мощность 36 МВт каждый и являются основными источниками электроэнергии судна. После окончания строительства агрегаты обеспечат энергией все системы ледокола, включая гребные электродвигатели.
Напомним, УАЛ «Чукотка» является пятым атомоходом проекта 22220 (четвертым серийным). Серия строится на Балтийском заводе ОСК по заказу госкорпорации «Росатом». «Чукотка» была спущена на воду 6 ноября 2024 года. В настоящее время на ледоколе продолжаются достроечные работы, включающие формирование надстройки, где разместятся ходовая рубка, пост связи, каюты экипажа и другие служебные помещения, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации судна.
Ледоколы проекта 22220 — самые большие и мощные в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в западном районе Арктики.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, строительство которого началось в 2012 году, был спущен на воду со стапелей «Балтийского завода» 16 июня 2016 года. Серию продолжили ледоколы «Сибирь» (вошел в состав ФГУП «Атомфлот» 25 января 2022 года), «Урал» (22 ноября 2022 года прошла церемония поднятия государственного флага и атомоход передан в эксплуатацию), «Якутия» (в марте 2025 года включен в состав флота ФГУП «Атомфлот»).
Продолжается строительство ледоколов «Чукотка» и «Ленинград». Планируется, что 19 ноября 2025 года будет заложен атомоход «Сталинград». Решение о начале строительства 7-го и 8-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 будет принято до 2026 года.
Основные характеристики УАЛ проекта 22220: мощность — 60 МВт (на валах); скорость хода — 22 узла (по чистой воде); длина габаритная — 173,3 м; ширина — 34 м; высота — 52 м; осадка — 10,5 м/9,03 м; ледопроходимость — до 3 м; полное водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; назначенный срок службы — 40 лет, численность экипажа — 54 человека.
Фото пресс-службы ОСК
Печатное издание