Проектирование судоремонтного кластера в Мурманске должно завершиться до конца 2025 года, после чего планируется строительство комплекса и поэтапная сдача его в эксплуатацию. Проектные мощности кластера позволят обеспечить доковым и надводным ремонтом до 90 судов торгового и рыбопромыслового флота в год. Общий размер инвестиций в проект оценивается в сумму более 20 млрд рублей, сообщает пресс-служба АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).
ГТЛК, Росрыболовство и правительство Мурманской области 18 сентября 2024 года на площадке VII Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге подписали соглашение о взаимодействии по формированию корпоративной структуры проектной компании для создания судоремонтного комплекса в Мурманске.
Ранее, в августе 2024 года, ГТЛК заключила корпоративный договор по созданию судоремонтного комплекса кластерного типа в Мурманской области. Он зафиксировал распределение зон ответственности ГТЛК, Мурманского морского рыбного порта (ММРП) и Корпорации развития Мурманской области в совместном предприятии. В зоне ответственности порта оказались вопросы консолидации имущественного комплекса. Корпорация развития региона будет содействовать присоединению проекта к преференциальным режимам и отвечать за вовлечение причалов в периметр проекта.
«В прошлые годы половина ремонтов судов Мурманского региона проводилась в Европе. Это без учета флота, который уходил на ремонт в Турцию и страны Азии. В нынешних условиях рассчитывать можно только на себя. Нужно готовить базу не только под имеющийся флот, но и под будущий. Новый судоремонтный комплекс в Мурманске призван решить проблему дефицита судоремонтных мощностей и обеспечить безопасную эксплуатацию флота Арктической зоны России. Благодаря ему в экономике страны останутся десятки миллиардов рублей. Кластерный формат проекта позволит вовлечь в кооперацию производителей судового оборудования и комплектующих. Также новый комплекс станет базой для развития НИОКР и профильного образования, что позволит развить собственные компетенции в этом направлении и добиться технологического суверенитета в отрасли», — прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
По словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, для стабильной работы рыбохозяйственного комплекса необходима модернизация портовой инфраструктуры, которая, прежде всего, обеспечивает эксплуатационное обслуживание гражданского и промыслового флота, именно для выполнения этой задачи в Мурманской области создается судоремонтный комплекс кластерного типа. «За счет кооперации организаций, привлечения малого и среднего бизнеса будет построено современное судоремонтное предприятие, которое будет предоставлять качественные, конкурентоспособные услуги. Там смогут обслуживаться суда малых, средних и больших размеров. Проектом предусмотрено строительство плавучего ремонтного дока, оборудование открытых и закрытых стапельных мест», — добавил он.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что стороны переходят «в практическую плоскость создания судоремонтного кластера». «Вместе с ГТЛК мы детально отрабатывали все нюансы, чтобы приступить к реализации этого масштабного проекта. Судоремонт для Мурманской области имеет историческое значение. На существующих предприятиях этой отрасли есть компетенции, но имеется проблема высокой изношенности, так как достаточных инвестиций не было со времен СССР. И мы вместе с нашими партнерами, Росрыболовством и правительством России работаем над развитием судоремонта и, кроме того, над появлением в нашем регионе еще и судостроительной отрасли», — сказал он.
Напомним, ранее генеральный директор ММРП Андрей Бородин на VII Международном рыбопромышленном форуме уточнял, что проект судостроительного кластера будет реализован на правом берегу Кольского залива в районе угольной базы, входящей в перегрузочный комплекс предприятия. Из его презентации следовало, что инвестиции в создание комплекса составят 14,5 млрд рублей.
Стоп-кадр видео из Telegram-канала Андрея Чибиса
Печатное издание