Эксперт: при строительстве транспортных и пассажирских судов меры господдержки стали наиболее востребованы
Существующие меры государственной поддержки во многом ориентированы на стимулирование судовладельцев обновлять флот. Наибольший спрос (десятки заявок) на получение помощи от государства прослеживается в сегменте строительства транспортных и пассажирских судов — в рамках компенсации затрат на уплату процентов по кредитам и платежей по лизингу, а также по программам лизинга и утилизационного гранта. Об этом заявил аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Давид Игитханян на панельной дискуссии «Промышленная кооперация и развитие отечественных кластеров судостроения» в рамках «Морского конгресса — Дальний Восток 2024», сообщает пресс-служба учреждения.
По словам эксперта, в рыбодобывающей отрасли наблюдается другая ситуация. Если в 2021 году количество заявок от промысловых компаний на льготное кредитование в рамках утилизационного гранта и на получение субсидии на строительство судов было весьма невелико и исчислялось единицами, то в 2022-м оно уже равнялось нулю.
В свою очередь в поддержке верфей акцент делается на снижение импортозависимости и развитие сегмента судового оборудования: важно обеспечить не только его разработку, но и запуск в серийное производство.
В ходе исследовательской работы, включающей опрос представителей судостроительной, судоремонтной и связанных с ними отраслей, ФАНУ «Востокгосплан» выявило проблемы, характерные для основных участников рынка. Среди них отсутствие серийных заказов и стабильной загрузки производственных мощностей. Наблюдается сезонная загруженность предприятий, высок уровень морального и физического износа основных фондов. Нет комплектующих для производственного оборудования. Накопились проблемы, связанные с невыполнением контрактных обязательств со стороны поставщиков и сторонних организаций-контрагентов. Можно отметить недостаточно эффективное взаимодействие проектировщиков компонентов и производителей. Негативно сказывается на отрасли низкий объем упреждающих исследований и закладка проектов с устаревшими технологическими решениями. Не хватает квалифицированных кадров.
Совместные усилия участников отрасли в совокупности с действующими мерами господдержки позволяют минимизировать воздействие отдельных факторов из этого перечня. Например, снизить уровень износа основных фондов, загрузить производственные мощности. В решении многих проблем может сыграть роль организация судостроительного кластера и создание кооперационных цепочек.
«Важно понимать, какие проблемы поможет решить создание судостроительных кластеров, какие — нет, — подчеркнул Давид Игитханян. — Существующие сегодня в нашей стране механизмы поддержки судостроительной отрасли охватывают всех потенциальных участников кластера: поставщиков сырья, материалов, оборудования и комплектующих, научно-исследовательские и научно-образовательные организации, судостроительные заводы и верфи, а также судоремонтные предприятия, представителей сферы финансовой инфраструктуры, потребителей конечной продукции».
Фото с сайта Востокгосплана