Кластерный подход в развитии судостроительной отрасли обеспечивается не только связями предприятий с поставщиками и смежниками, но и с учебными заведениями. Такого принципа придерживается правительство Хабаровского края, создавая инновационный территориальный кластер авиа- и судостроения. Как передает корреспондент «Российского судоходства», об этом заявил первый заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Ивашкин, выступая на V Международной конференции «Кадровая политика в Санкт-Петербурге».
По словам Ивашкина, судостроение края сегодня представлено 95 организациями, работающими в различных сегментах отрасли. Основным принципом кластерного подхода к развитию системы подготовки кадров является формирование заказов на обучение специалистов со стороны предприятий и формулирование требований к выпускникам прежде всего со стороны кадровых служб предприятий.
Система подготовки кадров для судостроительной отрасли края представлена 8 учебными заведениями, включающими Комсомольский-на –Амуре государственный технический университет, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровский судостроительный колледж, Комсомольский политехнический техникум, Николаевский-на-Амуре политехнический техникум, Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум, а также профлицей №9 и профчилище №3.
Ежегодный выпуск специалистов для отрасли составляет примерно 150 человек, из которых на судостроительных предприятиях трудоустраивается около 70%.
Учебные заведения испытывают явные трудности с привлечением абитуриентов. В связи с этим власти края приветствуют опыт Союза машиностроителей, который создал в Комсомольске-на-Амуре специализированные школьные классы, ориентирующие на продолжение учебы по судостроительным специальностям.
Кроме того, власти рассматривают вопросы финансовой поддержки системы подготовки кадров. Так, в 2013 году запланировано открытие межотраслевого регионального ресурсного центра. В 2012 -2014 году Тихоокеанский государственный университет должен освоить грант в 14 млн рублей, выделенный вузу на программы дополнительного профессионального образования.