logo
Главная Диалог online Прямая речь Константин Пашков, директор Административного департамента Минтранса России
08:00 по 09:00 (МСК)

Константин Пашков, директор Административного департамента Минтранса России

Эксперт: Константин ПашковДиректор Административного департамента Минтранса России

О создании на базе Российского университета транспорта многофункционального технологического кластера «Образцово»

– Поручение о создании в транспортной отрасли научно–образовательных комплексов было дано еще в 2009 году на заседании президиума Государственного совета РФ. Многое было сделано и в части оптимизации образовательной сети, и в части оснащения тренажерными комплексами. Но в свете Послания президента России 1 марта 2018 года, определившего новые, очень масштабные задачи перед транспортниками, научно–образовательному комплексу нужен рывок вперед. Логично, что основной экспериментальной площадкой для реализации новых подходов выбран Российский университет транспорта (МИИТ) как ведущий вуз страны. Помимо подготовки специалистов по собственным программам перед общетранспортным университетом ставится еще одна важная задача – сформировать ядро передовых компетенций транспортной отрасли.

Уже в самом названии образовательного кластера нам, с одной стороны, хотелось подчеркнуть инновационность, новаторство представляемых подходов. С другой – апеллирование к лучшим традициям почти 210–летней истории транспортного образования. Не случайно мы акцентируем внимание на такой знаковой для истории вуза фигуре, как профессор Владимир Образцов, который, будучи основоположником науки по проектированию станций и транспортных узлов, являлся основателем и руководителем в МИИТе факультета эксплуатации железных дорог. Известно, как любил подшутить профессор над своими студентами, обещая отправить работать особо нерадивых инженеров в Театр кукол имени С.В. Образцова, которым руководил его сын. Название «Образцово» новому кластеру дали сами студенты университета, они же примут самое активное участие в реализации проекта.

Как уже неоднократно подчеркивал министр транспорта РФ Максим Соколов, РУТ должен содействовать комплексному развитию транспортной отрасли России через решение не только кадровых, но и научных проблем. А в будущем университет станет площадкой идей по типу коворкинг–центров «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив, с которыми, кстати, у университета уже существуют договоренности.

Не случайно на Съезде транспортников России затрагивалась такая важная тема, как необходимость модернизации материально–технической базы отраслевых вузов. К настоящему времени она, к сожалению, действительно значительно устарела, требуются вложения в капитальный ремонт. Судите сами: последнее масштабное строительство лабораторной базы проводилось в МИИТе в 1974 году. И, конечно, нуждаются в модернизации под современные потребности многие корпуса университетского комплекса. Строительство новых объектов должно вестись параллельно с реконструкцией существующих учебных корпусов. Все это в итоге будет являться закономерным этапом эволюционирования Российского университета транспорта (МИИТа).

И хотя в настоящий момент на территории РУТа действуют сразу несколько инновационных учебно–научных центров, их активности явно недостаточно для обеспечения расширяющегося спектра образовательных и научных потребностей. Не случайно в своем выступлении в университете президент РФ Владимир Путин напомнил о необходимости введения новых программ обучения и повышения квалификации по самым современным и востребованным направлениям подготовки кадров. Эту задачу не решить банальной закупкой новых тренажеров. Необходимо будет расширять штат компетентных специалистов, привлекать прежде всего тех, которые обладают практическим опытом и знаниями в сфере разработки различных кросс–дисциплинарных программ.

Основными содержательными приоритетами образовательной и научной деятельности университета должны стать комплексная трансформация транспортной и логистической инфраструктуры, сопровождение транспортных проектов в форме ГЧП, новые технологии перевозки грузов и пассажиров, транспортная безопасность, вопросы строительства транспортной инфраструктуры, включая обустройство границ и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны. Сегодня нам необходимо оперативно реагировать на вызовы времени. Мы открыты к сотрудничеству с другими престижными вузами. Но еще раз подчеркну, что повысить престиж и конкурентоспособность отечественного транспортного образования возможно исключительно за счет трансформации вуза в современный центр научных исследований мирового уровня, ведущий собственные разработки по широкому кругу системных проблем транспортной отрасли.

Цитируется из интервью газете «Транспорт России».